Когда любовь - превыше закона

Герои нашей публикации – люди в Зее известные. А потому, чтобы не быть обвиненными в лоббировании каких-либо политических или коммерческих интересов, их реальные имена в этом материале будут изменены.

Возвращение

Сергей и Ирина поженились в середине 90-х. Но у главы семьи возник серьезный конфликт с законом, приведший его на скамью подсудимых. Несколько лет колонии – и условно-досрочное освобождение. Они все выдержали, остались вместе и навсегда хотели бы вычеркнуть ту черную страницу из жизни. Выйдя из заключения, Сергей вернулся к жене и двоим дочерям, одна из которых была родной, а другая – приемной. Последнюю Ирина взяла из приюта, когда Сергей еще был в заключении.

В то время девочка была на грани гибели, хлебнув горя в родной семье. На ее глазах убили брата, детское сердце замкнулось, ребенок перестал учиться в школе, бунтуя против той участи, которая ей выпала. В новой семье Аню отогрели, научили любить и доверять. Что стало бы с ней, если бы не приемные родители?

Супруги постепенно вставали на ноги. Настю и Аню растили в любви и заботе. Не имея опыта воспитания приемного ребенка, учились всему на собственных ошибках. Бывали и ссоры между детьми, и ревность, и борьба за территорию и место в сердце родителей. Но все решалось и растворялось любовью. Вскоре появилось свое дело, Сергей и Ирина стали узнаваемыми в городе предпринимателями, много сил и средств отдавая на спонсорскую помощь городу и благотворительность. Сестры выросли дружными, приученными к труду и взаимопомощи.

Через некоторое время в семье родилась третья дочь. Сегодня Лере – 13, а старшие дети уже живут отдельно, у каждой – своя семья и работа. Приемная Анна работает заместителем директора филиала крупной торговой сети в областном центре. Они любят собираться вместе по большим праздникам и семейным событиям. Аня часто и подолгу общается с матерью по телефону, рассказывая о достижениях своего малыша, которого Сергей и Ирина считают родным внуком.

Ей очень нужна помощь

Казалось бы, жизнь состоялась, прошлое забыто, как страшный сон. Но недавно произошло событие, поднявшее прежнюю боль с новой силой. Родители заметили, что у младшей дочери появилась проблема: Лера ходила мрачнее тучи. На вопросы матери она ничего не отвечала. Помогла семейная традиция. В доме на пианино они уже давно поставили специальный ящичек для записок друг другу: если о чем-то трудно сказать в глаза, можно написать. Однажды родители обнаружили старательно выведенное послание: «Мне очень нужна ваша помощь. Моя подруга попала в беду».

Оказалось, что Алина находится в детском отделении больницы, ожидая оформления в приют и дальше – в интернат. Полгода назад у девочки умерла мама. Родные дедушка и бабушка оформили опеку и забрали подростка к себе. Но прошло некоторое время – один за другим и они ушли из жизни. Нетрудно представить себе психологическое состояние ребенка, враз потерявшего всех. Лера долго взвешивала свое предложение родителям и наконец обратилась с просьбой – взять Алину в их семью.

«Она сказала: «Мама, ведь ты же когда-то воспитала уже чужого ребенка», – рассказывает Ирина. – Я ей объяснила, что это – очень ответственный шаг и большой поступок, и предложила поговорить со старшими сестрами. Те рассказали, почему ссорились, как делили пространство и как учились находить общий язык. И Лера приняла решение. Если бы мы ответили, что уже прошли все трудности и больше не хотим их преодолевать, как бы она к нам стала относиться? Смогли бы мы дальше оставаться друзьями? Как мать, я понимаю, что мы должны поддержать дочь, она поступает как взрослый человек».

Семейный совет был недолгим. И Ирина, и Сергей решили: где воспитали троих, найдутся силы и на четвертого. Они стали навещать Алину в больнице, одновременно занимаясь оформлением документов. В отличие от прошлых лет, теперь, чтобы стать опекунами, требуется пройти обучение. Несмотря на имевшийся опыт, супруги прослушали курс полностью, получили заключение медицинской комиссии и быстро собрали все необходимые справки. Они надеялись, что на майские каникулы им разрешат забрать Алину домой – теперь уже из приюта, куда ее успели перевести из больницы.

Удар

И когда все было готово, как гром среди ясного неба пришло известие, что статья, по которой муж отбывал наказание 15 лет назад, несмотря на официальную справку о погашенной судимости, может помешать осуществить задуманное. Новшество, как оказалось, было введено в законодательство в 2015 году в отношении некоторых категорий преступлений.

«Что же получается? Когда муж еще был в тюрьме, нам разрешили опеку, троих детей мы благополучно вырастили, а теперь говорят – он может представлять опасность? – плачет Ирина. – Для Сергея это – удар под дых. Человека второй раз наказывают за то, за что он уже понес наказание. С каждым днем состояние Алины ухудшается. Усиливается ее разочарование и отчаяние. А впереди ей светит интернат – в то время, как есть прочная семья, которая может ее согреть и оживить, как мы это сделали уже однажды».

В отделе опеки и попечительства города Зеи нам подтвердили, что есть в нынешнем законодательстве пункты, запрещающие опекунство лицам, имевшим судимость по некоторым статьям.

«Поймите, мы же не мебель передаем в приемную семью, а ребенка», — прокомментировала начальник отдела Алена Скрипникова.

«То-то и оно, что не мебель, – сокрушается Ирина. – На кону – судьба человека. Тем более что опекунство оформлять планировали на меня, не на Сергея. Ситуация для всех ее участников – трагична. Для мужа такой удар оказался очень тяжелым. Человек исправился, понес наказание, а ему как бы говорят: ты как был дерьмом, так и останешься им, и никогда уже тебе не будет доверия. Вот что еще ему надо сделать, чтобы это проклятие перестало довлеть над жизнью?».

Поправки в закон, ужесточившие требования к опекунам, объяснимы. Но где гарантия, что у ранее не судимого в один момент не «снесет голову»? Сергей ради Алины даже готов подать на развод. Но они очень надеются, что до этого не дойдет: крепкую семью, 25 лет прожившую душа в душу, разрушать жаль. Официального ответа им еще не поступало. А потому они очень уповают на то, что те люди, от которых вот прямо сейчас зависит судьба маленького человека, услышат их боль, учтут опыт и найдут возможность, не нарушая требований, отнестись к ситуации неравнодушно.

В эту минуту за дверями казенных кабинетов вершится судьба человека. Обретет ли Алина родных людей, готовых подарить ей опору в жизни и дать шанс на счастливое будущее, или отправится в казенное учреждение, где вместо маминого тепла – только страшные воспоминая и одиночество… Разве не про такие вот случаи и сказано: «Любовь – превыше закона»?

Лариса Федотов.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник