Сумасшедший бездельник

Зейские зрители в один день посмотрели два спектакля Амурского областного театра драмы на сцене «Энергетика». Для взрослых была поставлена комедия «Диоген», а детям на спектакле «Браво, королева ИзоЛьда!» подарили атмосферу новогодних праздников.

Связывают невидимые нити

Побеседовать с актерами, принимавшими участие в постановке «Диогена», удалось между спектаклями. Пока на сцене «Энергетика» молодые артисты развлекали ребятишек новогодним представлением «Браво, королева ИзоЛьда!», я расположилась в художественной галерее для беседы с двумя мэтрами Амурского театра драмы.

Елена Грачева, заслуженная артистка Амурской области, на театральном поприще уже более 30 лет. В постановке сыграла жену Диогена Памфилу.

Среди самых запоминающихся мест, куда приходилось ездить на гастроли, Елена Юрьевна назвала Израиль, хотя много путешествовала по миру и побывала в разных городах России.

– В Израиль мы тогда возили два спектакля, – вспоминает актриса. – «Искатели счастья» и «Одолжите тенора». Десять дней жили в сказке! Нам проводили очень интересные экскурсии, возили в Вифлеем, Иерусалим. Города небольшие, каждый можно обойти за один день. Остановились мы в гостинице на побережье Средиземного моря. Выходишь на балкон – сразу перед глазами море плещется, поражает своей голубизной.

У Елены Юрьевны в Зее есть личные «нити», которые связывают ее с городом. Здесь ей очень нравится, в особенности зимой, когда снегом окутаны деревья и кусты, вот эта белая шубка природы очень привлекательна. Гостью восхищают здешние сопки и леса.

Замерзший простолюдин

Евгений Тихомиров вырос в театральной семье: и мама с папой, и бабушки с дедушками – все были связаны с театром. Поэтому и сам Евгений Валерианович на сцене с ранних лет. По словам актера, «Диоген» – единственный спектакль, в котором он играет простолюдина, ремесленника.

– Я впервые вышел на сцену в семилетнем возрасте, – уточняет Евгений Валерианович. – Первая роль была в «Докторе философии» Бронислава Нушича. Мой отец тогда играл Живота Цвийовича (главную роль), а я – внука Пепика. Я провел на сцене весь спектакль, но не произнес тогда ни единого слова. А сколько точно лет я на сцене в общей сложности, не знаю. Но в свои 66 лет могу сказать, что сыграл более 250 ролей.

Евгений Валерианович откровенно сказал, что зимой в Зее он впервые. Здесь очень холодно, но безумно красиво.

– Мы до Зеи были в Шимановске, там условия не особо приятные. В здании холодно, на сцене тоже, и гримерных нет. Пока в тунике и босой ожидаешь выхода на сцену, ходишь и спрашиваешь у коллег: «Тепло ли тебе девочка, тепло ли тебе синяя?». А в «Энергетике» тепло и уютно.

В Амурском театре Евгений Валерианович служит 15 лет. До этого он проживал на Камчатке, Сахалине, в Москве, Горьком.

Спорить – не переспорить

– Зея – подходящий для театра город, – продолжает народный артист. – Мы с Еленой Юрьевной сегодня возвращаемся в Благовещенск, а другие артисты отправятся дальше гастролировать: в Магдагачи и Соловьевск. То есть сегодняшний показ «Диогена» финальный. Многие задаются вопросом, как профессия отражается на семьях артистов. Никак. Работа есть работа. Театр для артистов – это жизнь. Я же не могу сказать: «Не поеду с вами на гастроли, меня жена не отпускает». За много лет такой образ жизни вошел в привычку, театр – это образ жизни.

Конечно, не всегда спектакли собирают полные залы, но, по словам актеров, зейские зрители принимают очень хорошо и тепло. Внимательно слушают и правильно реагируют. Они смотрят на постановку не с претензией «так, ну что вы нам на этот раз привезли», а именно с открытыми глазами, открытой душой, любовью. И поэтому с удовольствием принимают постановки. На взрослых спектаклях обычно аншлаги, свободные места если и остаются, то крайне мало. Чаще приходится ставить дополнительные стулья.

Образ Диогена в людях вызывает разные чувства. Кто-то считает его сумасшедшим бездельником, как и его современники, а кто-то видит в нем гения. Диоген – известный философ, у него были потрясающие мысли и изречения. Но в спектакле показывается то время, когда он еще не обрел популярность, то есть его современность. В обсуждении спектакля между артистами возникла некая конфронтация.

– Евгений Валерианович, – вдруг метнула взгляд на коллегу Елена Юрьевна, – вы думаете, у нас сейчас есть современные диогены?

– Сейчас? – отвечает ей Евгений Валерианович. – Да полно! Лежат на диване и философствуют.

– Наш главный герой не пьет и не курит, – пытается убедить Елена Юрьевна. – Просто философствует.

– Да лучше б пил! – сделал заключение Евгений Валерианович. – Но работал. Сложные вопросы прошлого, которые Борис Рацер и Владимир Константинов выносят напоказ в своей пьесе, ничем не отличаются от современных. Устройство общества такое же.

Долгий процесс

Амурский театр драмы – один из старейших на Дальнем Востоке. За время его существования сложилось много традиций. Труппа стабильная и интересная. В театре задействованы и пожилые актеры (как выразились мои собеседники – «могучая кучка»), и молодежь (причем молодых актеров много больше).

– Им бывает трудно с нами работать, – смеются актеры. – Мы вредные, придирчивые в силу возраста и опыта. Спуску никому не даем. Они прислушиваются, присматриваются, делают выводы для себя, стараются.

Вопреки стереотипам, окончив институт искусства, человек не становится актером. Хотя большинство студентов так и думает: «у меня есть образование, значит, я специалист и все могу». А как доходит до дела… Не все могут «состряпать» хороший образ из бумажного текста. Это процесс очень долгий и трудоемкий.

– Чем отличается опытный актер от неопытного? – вводят меня в курс дела артисты. – У первого есть тысяча штампов, а у второго – всего три. В театральной терминологии «штамп» обозначает раз и навсегда устоявшееся приспособление, это не плохое слово. Для молодого и неопытного специалиста штамп признания в любви – встать на одно колено и взять «возлюбленную» за руку. Опытный актер может изобразить любовь сотнями других способов.

Фемистокл и современные политики

В Греции во времена Диогена синопского было модно философствовать. Современному зрителю главный герой представляется сумасшедшим бездельником. На вопрос: «Нравится ли вам самим играть такие роли?» – актеры посмеялись и ответили, что Константинов и Рацер предоставили хороший материал – с точки зрения современности смотрят на то время. А проблемы-то одни и те же остались: в семье, в воспитании детей, проблемы кто в доме хозяин.

Одной из самых запоминающихся реплик спектакля стала фраза архонта города Синопа Фемистокла: «Сегодня на рассвете я прикачу бочку, ещё дырявее, чем эта, и сяду в неё. Всего на один день. И когда люди увидят меня рядом с Диогеном, они решат, что мне тоже ничего не надо. А должностное лицо, которому ничего не надо от должности, – это же мечта избирателей!».

После нее зал на самом деле ликовал: довольный смех, громкие аплодисменты. Вероятно, прав Евгений Валерианович, что устройство общества осталось таким же, как и было. Кандидаты во власть делают все, чтобы понравиться избирателям, а электорат, в свою очередь, ведется на провокационные действия.

Екатерина Зырянова.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник