Храня традиции предков

Здесь еще лежат снега, но сугробы уже просели под ярким весенним солнцем, а вокруг бескрайняя тайга. Среди всей этой красоты на самом берегу Зейского водохранилища компактно расположилось село Бомнак. В последнее воскресенье марта здесь традиционно празднуют День охотника и оленевода, поэтому перед сельским Советом скопилось так непривычно много машин. Бомнак принимает гостей со всего района.

На поселковой площади школьный чум сразу привлекает внимание, дальше – две большие брезентовые палатки оленеводческих общин, над которыми курится дымок. Ещё дальше – прилавки с разнообразной выпечкой: это в гости приехали кулинары из Овсянки. А напротив сцена, стилизованная под весеннее небо, рядом лотки с изделиями народного промысла. В центре площади – две молодые березки, связанные вершинами, – ворота духов. Рядом в сосуде курится багульник, пройдет в ароматном дыму через ворота человек и очистится от всего плохого, загадает желание, и оно обязательно сбудется. Звучит музыка, кругом нарядно одетые люди. Много лет собираются эвенки и русские, жители села, гости со всего района и представители власти, чтобы почтить традиции эвенков, прославить трудные профессии оленевода и охотника.

 

Ведущие начинают праздник с национального танца в исполнении девушек и юношей из школьного ансамбля «Ляридо». Затем звучат традиционные поздравления от главы района Андрея Сухомесова, главы поселения Бомнак Марины Подолько, главы поселения Верхнезейск Владимира Натрасенюка. Подарки вручены и концерт продолжается танцами и песнями бомнакских красавиц. Школьный театр моды представил на суд односельчан новую коллекцию нарядов, сделанных в народных эвенкийском и русском стилях.

Я впервые на таком празднике, хотя много наслышана о катании на оленьих упряжках, о конкурсе на лучшую хозяйку чума, о прыжках через нарты, перетягивании каната и много еще о чем – все в новинку. Но меня ждет разочарование – оленей в этом году на празднике нет, слишком далеко пасутся стада, слишком долгий и трудный путь до села. Не все родовые общины прибыли на праздник. Нарты заменили барьеры. Зато малышей катали на снегоходе, какое-никакое, а развлечение. Немного разочарованно иду взглянуть, что происходит в палатках и чуме. Сюда могут прийти все желающие. Хозяйки чума в традиционных нарядах угощают гостей блюдами национальной кухни. Вхожу в первую палатку, стол ломится от всяческой снеди: тут и тонкие сырые ломтики мороженых сохатиных почек, хрустящая губа, сочный язык, котлеты и холодец из дикого мяса, жареные, истекающие жиром, ребрышки, хе из ленка, мороженые ягоды голубики и небывало крупной смородины, которую я, поначалу не разглядев, путаю с черешней. Хозяева угощают гостей совершенно бесплатно. И только необходимость соблюсти приличия заставляет покинуть столь гостеприимный кров. В палатке общины «Тайга» гостей пока поменьше, и есть возможность не только отдать должное кулинарным талантам хозяев, но и познакомиться и даже пообщаться с главой семьи Юрием Абоимовым и его женой Ладой. Здесь гостей потчуют блюдами из оленины: строганина из печени, почки, слегка прозрачная хрустящая губа, розовые ломтики языка тают во рту, холодец прозрачный и нежный, котлеты – мягкие, истекающие теплым соком, рыба, домашние лепешки – Юрий печет их сам. Попробовать хочется все, но человеческие возможности не безграничны. И тут начинаю подозревать, что если меня не выгнать, я существенно раздвину границы этих самых возможностей. Давно не получала от еды такого удовольствия.

Свою общину Юрий и Лада организовали восемь лет назад, к тому времени от тучных совхозных стад почти ничего не осталось. Начинали молодые супруги с 27 оленей, а сегодня у них уже 350 голов. Недавно они приобрели еще 50 маток, значит, стадо будет расти быстрее.

– Куда мясо сбываете? – интересуется глава района у хозяина.

– О сбыте говорить рано, вот будет за пятьсот голов, тогда будет забой, а пока наращиваем поголовье, – отвечает Юрий.

В теплое время года Лада делит нелегкий кочевой быт с мужем. «Она за ним как нитка за иголкой», – шутит Марина Подолько, глава поселения, – дети летом тоже кочуют с родителями. У Лады и Юрия трое детей: двое своих и один приемный (сейчас в армии служит). Лада у нас мастерица на все руки, брезентовую палатку к празднику сшила сама за три дня. А еще она гостеприимная хозяйка и верная подруга. А на лето они берут с собой в тайгу мальчишек из неполных семей, которых воспитывают только мамы. Ребята помогают по хозяйству, учатся нелегкому мастерству оленеводов и охоте». На мой вопрос, в чем же состоит работа оленевода, Юрий улыбается: «За оленями ухаживаем, лечим, оводов вырезаем, прививки делаем. У меня ветеринарного образования нет, всему от стариков научился. А еще стадо от волков бережем. Волков в этом году много, и медведи телят давят».

Быт современных оленеводов сильно отличается от быта их предков. Сейчас в общине есть спутниковая тарелка, радиостанция, телевизор, у каждого фотоаппарат, есть и снегоходы. Год от года общин становится больше, люди возвращаются к своим традиционным занятиям. Это значит, что молодежь будет оставаться в родных местах, сохранится традиционный уклад жизни, культура народа.

Гостей в палатке прибывает, пора, как говорится, и честь знать. Нехотя покидаю гостеприимный кров.

В школьном чуме не протолкнуться, на столе ароматная выпечка, рубиновой россыпью поблескивает мороженая брусника, к полупрозрачным ломтикам талы из ленка рука тянется сама, а ведь думала, что больше ни крошки не войдет. Блины, лепешки, мясо и рыба во всех видах. Нужно быть очень тонким знатоком национальной кухни, чтобы выбрать лучшую хозяйку чума, по мне – так все они умницы. Рядом с чумом местные умельцы продают изделия из бересты, сувенирные украшения, похожие на амулеты, настенные панно, детские, расшитые мехом и бисером жилеты, и головные украшения. А праздник катится своим чередом, на сцене хозяев сменяют гости: творческие коллективы из Верхнезейска и Хвойного. Не смолкает музыка, не утихают пляски. Концерт получился замечательный. И праздник удался. Но все-таки хочется чего-то более традиционного, национальных игр, состязаний, хочется, чтобы традиции не умирали, чтобы сохранилась самобытность и культура эвенкийского народа. Если кто-то скажет, что среди оленеводов и охотников немало русских, что ж, можно привнести и славянского колорита. Пусть дети знают свои корни, пусть будет преемственность поколений.

Наталья Михайлова.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник