Здесь живет душа

Для загсов страны наступающий 2017 год станет юбилейным. 100 лет назад 18 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров выпустил декрет о создании особых органов записей актов гражданского состояния (загс) в структуре местных органов государственной власти.

Век – возраст серьезный. До этой важной даты остается ровно один год. О том, чем живет и "дышит" загс накануне юбилея, беседа корреспондента "ЗВ" с начальником отдела загс по городу Зее и Зейскому району Татьяной Крицкой.

Зеркало общества

– В дореволюционной России функции по регистрации родившихся, умерших, заключивших брак и расторгнувших брак лежали на священнослужителях. Они выдавали не свидетельства, а метрики, поэтому сейчас в разговоре у людей более солидного возраста можно услышать: «Я утеряла метрики». Они говорят это абсолютно верно, потому что церкви создавали метричные записи. С 1925 года полномочия по регистрации актов гражданского состояния окончательно были переданы загсам вместе с метричными церковными записями, которые хранятся в архивах. Мы регистрируем всё: от рождения до последних дней жизни человека. Можно сказать, что органы загс – это зеркальное отражение того, что происходит в обществе, – говорит Татьяна Николаевна.

 

Пример? Пожалуйста: в текущем году (по состоянию на 13 декабря) было зарегистрировано 204 брака, что на 50 процентов меньше, чем в 2015 г. Самый «урожайный» год по количеству заключенных браков – 2009, в этот год 327 пар зарегистрировали свои отношения. Наименьшее число зарегистрированных браков выпадает на середину 90-х годов прошлого столетия. Начиная с 1995 г. и по 2001 г. их количество варьируется от 164 до 192 в год. И только с 2002 г. кривая линия начинает свой рост. Это ли не молчаливый показатель? Или, к примеру, 1940 год: в районе родилось 2 450 малышей, из них только в поселке Ясном 500 человек. Действительно, загс – зеркало жизни общества…

А иначе нельзя

Акты гражданского состояния – это акты, которые отражают личные имущественные и неимущественные права человека. Применительно к рождению это так: человек родился, и в соответствии с Семейным кодексом возникает право на имя, отчество, фамилию, право на то, чтобы жить и воспитываться в семье, общаться с родственниками и так далее. Человек заключил брак – возникают новые права, расторг брак – права прекращаются.

Ежегодно в Зейском загсе регистрируется порядка 1500-1700 актов гражданского состояния, это и браки, и рождения, и смерти, и установление отцовства, и усыновления и так далее. Плюс к этому выдается 1000-1500 повторных документов (как говорят в простонародье: копий).

– Задача органов загс – грамотно составить запись акта, грамотно проконсультировать человека, – продолжает Татьяна Николаевна, – причем тайна личной жизни человека охраняется несколькими федеральными законами, поэтому всё, что происходит в загсе, – всё остается здесь.

Сложность работы в загсе заключается еще и в том, что здесь всё связано с эмоциями: заключение брака – эмоции, его расторжение – эмоции, смерть – эмоции, даже оформление повторного документа – тоже эмоции.

– Люди приходят в разных эмоциональных состояниях, мы должны найти взаимопонимание, и здесь от работников загса требуются терпение и определенные психологические навыки. А иначе нельзя. В основном граждане деликатные, понимающие, но бывает всякое.

Наша работа с одной стороны публичная, а с другой – большой её объем основному потоку граждан невидим. Например, до 2017 года мы должны все актовые записи, хранящиеся в загсе на бумажном носителе, перевести в электронный вариант. А это очень трудоемкая и ответственная работа, где совершить какие-либо ошибки недопустимо, – говорит Татьяна Крицкая.

Еще один невидимый фронт – это работа, связанная с запросами граждан и отдельных организаций, а их ежедневно в загс поступает не менее десятка.

С глубоким уважением

По словам Татьяны Николаевны, архив – это сердце загса. Всё, что регистрируется в течение года, его работники сшивают в книги записей актов гражданского состояния. Их, начиная с 1925 года, здесь хранится уже 800, в каждой по 300-350 документов.

– У каждой книги свой цвет: красный – рождение, зеленый – заключение брака, и так далее. Это позволяет быстрее ориентироваться при подготовке ответа на запрос, – поясняет Татьяна Николаевна, – и потом, любой архив начинается с порядка, а если нет порядка, какой в нем смысл? – и продолжает: – Записи актов периода двадцатых годов прошлого века востребованы до сих пор. Вот смотрите, как оформлялась запись о рождении ребенка в те годы: «…сия девица родила не состояв в браке…», обязательно указывалась принадлежность к тому или иному сословию: крестьянин, рабочий, служащий; национальность – великоросс, украинец, белорус, еврей. Русских тогда называли великороссами. Красиво, правда? Я не перестаю удивляться: как наши коллеги в то безумно далекое время составляли, а главное, хранили эти записи. Это не может не вызвать уважение к ним. И теперь уже наша задача – хранить и передать эти записи тем, кто придет после нас.

На стене архива висит перечень поселений, которых уже нет на карте района: Филимошка, Брянта, Гальчима… Их нет, а информация о людях, живших в этих селах, застывшим эхом хранится здесь, в этих книгах, где каждый листочек – зеркальное отражение судьбы человека. На стене архива есть еще один плакат, он гласит: «Архивная пыль бесценна. И в тайны ее проникнуть хотят вожди, мужья и девы. Но тайну свято хранят и стены, и люди, и загс». Татьяна Николаевна поясняет:

– Мы не имеем права выдавать информацию о личной жизни гражданина без соответствующих документов, предоставляемых родственниками. Кроме того, законодательством определен перечень организаций, которым мы обязаны по их запросам эту информацию предоставлять, например, это суды, прокуратура, следственные органы.

Мы регистрируем любовь

Татьяна Николаевна уверена, что в каждом загсе живет душа. Возможно, она права. А вот складывается она из теплоты сердец людей, там работающих: ответственных, творческих и неравнодушных. Примеры? Пожалуйста: в фойе здания в стиле окон со ставнями оформлены стенды о семейных династиях, к 70-летию Победы проведена встреча с участниками Великой Отечественной войны, чьи семейные узы насчитывают не один десяток лет. Стенд с фотографиями героев той встречи расположен напротив комнаты жениха и невесты. Он – как урок любви и верности для молодых, вступающих в брак. Ежегодно здесь проводят чествование юбилеев супружеских пар, торжественное имянаречение, чествование малышей, родившихся в семье третьими и последующими детьми. В планах работников загса – создать «комнату примирения». Это уже для тех, кто по молодости да по глупости торопится разорвать брачный союз. А еще есть потрясающая задумка, но, чтобы воплотить ее в жизнь, нужна наша с вами помощь. Идея заключается в том, чтобы «вырастить» древо градообразующих семей г. Зеи и Зейского района. Татьяна Николаевна делится:

– Есть же генеалогическое древо каждой семьи, а ведь город и район – это та же семья, только очень большая.

По задумке дерево будет с большой кроной, где каждый его листок – история семьи, и не важно, где был зарегистрирован брак: в Зее или в другом населённом пункте. Важно, что эти люди – прожили и живут в браке не один десяток лет, воспитали детей достойными гражданами и внесли свой вклад в историю города или села.

– И будет справедливо отметить эти семьи в загсе, – уверена Татьяна Николаевна.

…На рабочем столе начальника отдела загс небольшая «памятка» для посетителей, где написано: «Мы регистрируем не рождение, а счастье. Мы регистрируем не заключение брака, а любовь. Мы регистрируем не усыновление, а милосердие»... Золотые слова.

Татьяна ТАРАСОВА.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник