Эвенкийская шуба из оленьей шкуры – санаяк – появилась у меня почти сразу же по приезде в Бомнак. Её мне сшила моя тёща, собирая к зиме на охотничий промысел в тайгу. Шуба была тёплая, хорошо выделанная, мягкая и лёгкая.
Подпоясанная офицерским ремнём, на котором висел эвенкийский нож, она удобно облегала тело и не стесняла движений. Я покрасовался в обновке перед зеркалом и сам себе понравился.
Четыре зимы моя шуба спасала от холодов и ветра. Олений мех трубчатый, что делает его особо тёплым. Но есть и недостаток – волос ломкий, и через какое-то время мой санаяк поизносился: мех стал коротким, а местами вытерся полностью. У эвенков такая шуба меняет название. Теперь она стала называться «арбагаз». Но от этого она не потеряла свои замечательные качества, а, даже наоборот, – стала универсальной. Теперь её можно было использовать круглый год. И уже летом мы с арбагазом отправились каюрить. Показал он себя с лучшей стороны – ночью служил подстилкой, а при дожде я использовал его вместо плаща. Со временем шерсти на нём почти не осталось, но даже в таком виде, поддев под него чуть больше одёжек, я не боялся морозов.
Но как-то я совершил ошибку – положил арбагаз сбоку под постель. Ночью он выскользнул и сполз к жарко растопленной печке. Возле раскалённой докрасна жестяной палаточной печки мой арбагаз съёжился и подгорел. Теперь он уже ни на что не годился.
За свою таёжную жизнь много сменил я курток и фуфаек, но до сих пор вспоминаю с любовью то особое тепло, которое дарил мне мой первый санаяк-арбагаз.
Николай Абоимов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
