
Крестьянско-фермерское хозяйство "Максимович" существует третий год и специализируется на разведении домашней птицы. Его главой является жительница села Сосновый Бор Оксана Максимович. Свою продукцию хозяйство представляет в магазинах, на сельскохозяйственных ярмарках (где, кстати, можно встретить и другое название – "Сябры"). По словам управляющего КФХ Сергея Максимовича, название "накатанное", привязано к магазину, его знают многие, поэтому хозяйство имеет и неофициальное, но общеизвестное название "Сябры", что в переводе с белорусского значит "друзья".
Амурские “ушастики”
Крестьянско-фермерское хозяйство Сергея Евгеньевича и Оксаны Константиновны началось с четырех гусей. Затем супруги получили грант на развитие. На выделенные средства закупили сельскохозяйственную технику: трактор, самосвальную трехтонную телегу, плуг, грабли, борону, культиватор, косилку. А потом развели и кур, и гусей, и индюков. Но среди всех выделяются ушастые зверьки. Это, конечно, не птица, но, как сказал Сергей Евгеньевич: "В бизнес-плане прописано – разведение кроликов, вот и разводим".
– Кролики местные, амурские, – рассказал Сергей Евгеньевич. – На нашей ферме их мало осталось – уменьшили поголовье. В Зее и районе ни у кого нет хорошей породы. Я методом скрещивания попытался вывести великана, но эксперимент не идеальный. Кролику сейчас четыре месяца, вырос крупный белый. Но он ведь не чистокровный. В наших климатических условиях нужно заводить другие породы. Например, калифорнийских или новозеландских.
Кролики растут очень медленно, и чтобы получить от "пушистика" два килограмма мяса, его приходится кормить пять-шесть месяцев, в то время как такое же количество мяса с гуся можно получить уже через два месяца после выхода из яйца. И еще один неприятный недостаток в разведении кроликов – падёж. Даже при соблюдении всех ветеринарных норм при наступлении осени гибнет молодняк, а ветеринары разводят руками.
Клеток на ферме Максимовича рассчитано на 800 кроликов. Уже не в первый раз семья пробует выращивать "ушастиков", но дело не идет. Люди покупают в КФХ кроликов как диетическое мясо для детей, у которых проблемы со здоровьем (зачастую аллергия). По словам управляющего, потребность в кроликах в Зейском районе есть, но массово разводить ушастых пока не удается.
Бывают не только черные
– Так как мы специализируемся на птице, – продолжает Сергей Евгеньевич, – то расскажу о домашних пернатых. В этом году у нас уже реализовано более 1700 цыплят (индюшата, гусята, цыплята, цесарята, утки, индоутки). Мы сами выращиваем зерновые. В этом году собрали урожай овса 15 тонн. На сегодняшний день наше хозяйство на 70 % обеспечено кормом для птиц. Если землю выделят, то можем довести эту цифру и до 90 %.



На ферму к Сергею и Оксане Максимовичам за товаром приезжают покупатели из разных населенных пунктов, в том числе – Магдагачей, Ушумуна, Зеи, всего БАМа. Птицу семья разводит породистую, а людям, как известно, всегда хочется попробовать "диковинку", вот и покупают. В инкубаторах КФХ греется около полутора тысяч яиц домашней птицы.
– Моя гордость, – делится управляющий "Сябры", – ставропольская индейка. Вот здесь белые бройлерные индюки. Бытует мнение, что они бывают только черными, это не так. У индюка состав мяса считается самым ценным. В нем много различных макро- и микроэлементов, полезных для человеческого организма. Самцы вырастают до 10–15 килограммов. Сейчас им по четыре месяца и живым весом они чуть больше семи килограммов, к Новому году достигнут 10. Доживают эти птицы примерно до полугода, дальше им тяжело носить свой вес. Хочу оставить одного-двух самцов на пробу, может, дорастут до 15 кг. Смотрел в Интернете, что они по размеру как барашки бывают – такие же крупные.
Прибыльная уточка
Подворье у супругов довольно крупное. В летний период в хозяйстве насчитывается тысяча голов, сегодня количество птиц в два раза меньше, поскольку начался сезон продаж. Сюда взглянешь – красивые белые четырехмесячные гуси породы линда весом в четыре килограмма. Такой ущипнет, так след на коже останется минимум на неделю. С другой стороны – мускусные индоутки. Яйценоскость у этих пернатых красавиц – 100–120 яиц, при этом выводимость высокая – в среднем 75 цыплят. По словам Сергея Евгеньевича, вес уточки достигает полутора килограммов, а селезня – трех.
Методом несложной арифметики вычисляем средний доход от содержания индоутки. Берем среднее арифметическое между весом самки и самца – два килограмма. При выводимости 70–80 цыплят (если выращивать на мясо) получается примерно 140–160 килограммов мяса. Это от одной (!) индоутки. Килограмм мяса этой птицы в среднем стоит 450 рублей (поскольку работа кропотливая и мясо диетическое, его не встретишь где-то на прилавке в обычном магазине). Итого – доход с одной утки выходит 63–72 тысячи рублей.
– Стали к нам наведываться колонки, – пожаловался Сергей Евгеньевич. – Поэтому в загоне индоуток стоят капканы на этих пройдох. Давят цыплят и все тут. А у меня от их шалостей поголовье сократится. Одного колонка недавно все-таки выловил.
Экзотика
А когда в сарай входишь, там можно встретить и адлерских куриц, которых больше ни у кого, по словам Сергея Евгеньевича, в Зее нет. Спрос на куриц этой породы неплохой, уже выращивается молодняк, который в дальнейшем отправится на реализацию. Над адлерскими поселились и крупные птицы. Как оказалось, голландские петухи.
– Это жена решила их взять, – уточнил управляющий КФХ "Максимович". – Название породы такое длинное-длинное, что я даже не выговорю. Петух, видишь, каких размеров? Рядом с ним самому страшно становится. Перья у них такие блестящие, глянцевые. Сейчас петухи линяют, поэтому нельзя увидеть его "красоту" в полной мере. До линьки – с огромным хвостом, он вообще ужасный на вид. Большой и страшный (смеется). Мы взяли, потому как экзотический экземпляр.
Сергей Евгеньевич также поведал, что в их подворье были и пекинские белые утки, которые за два месяца достигают двух килограммов. Мясо ее на любителя – жирное. А с гусями управляющий КФХ работает селекционно, скрещивает. Настала пора их резать, а рука не поднимается, потому что уже через два-три месяца они начнут нестись. Следовательно, резать сейчас гусынь нерационально.
Царская птица
Одними из красивейших птиц в подворье Оксаны и Сергея Максимович остаются цесарки. Четыре африканские курицы серо-крапчатого, белого и черного оперения, с практически бесперой головой, красным клювом и двумя кожистыми "сережками" по бокам, имеющие треугольный "шлем" на темени, живут в небольшом загончике, огороженном по бокам металлической, а сверху – тряпичной сеткой.
– Цесарок в городе тоже нет, – отметил Сергей Евгеньевич. – Мы первыми их завезли. Здесь остались взрослые самцы. Основное молодое поколение сидит в тепле – в сарае. Эта африканская курица в Россию впервые была завезена из Византии к столу Ивана Грозного. Специально для него переяславские крестьяне разводили этих птиц. Ее мясо самое вкусное. Официальная цена на западе – 500 рублей за килограмм, поэтому цесарок подают в дорогих ресторанах. Жена моя готовит детям, оно подходит к любому гарниру. Кости у цесарки тонкие, напоминают куриные, а мясо как у дикой птицы. Если сравнить бройлерную курицу или индейку с цесаркой, то это – небо и земля. Чувствуется, что это мясо. Кто пробовал, всем нравится. В этом году всех цесарок разобрали живьем.
Яйца у этих птиц маленькие, но очень прочные. Даже если его случайно уронить на пол, оно не разобьется, поскольку в два-три раза прочнее куриного. В прошлом году, по словам Сергея Евгеньевича, одна из местных жительниц взяла цесарочье яйцо на Пасху и пошла с ним по деревне "христосоваться". "Набила" два ведра куриных яиц. Никто и не догадался, что яичко-то от цесарки.
– Улетают иногда питомцы, – делится управляющий. – У одной хозяйки в нашем селе однажды птицы улетели, правда ее мольбами через три дня вернулись. У меня в прошлом году одна цесарка вылетела, уселась на дерево. И все – я ее больше не видел. Крылья не подрезаю, не издеваюсь. Просто прикрыл клетку тряпичной сеткой, и больше "побегов" не было.
А в сарае – особый "цесарочный мир". Там обитель молодняка африканской курицы. Маленькие цесарки примерно двух-трех месяцев ютятся в клетках, щебечут между собой, словно воробьи на ветке рябины.
В том же здании, в той же комнате живут маленькие гусята, которым еще и месяца нет. Управляющий проводил эксперимент, суть которого заключается в скрещивании индоуток с утками.
Эксперимент
– На Западе все с ума сошли от мулардов (мулард – межвидовой гибрид, получаемый при скрещивании селезней индоуток с домашними пекинскими утками – прим. автора), – рассказал Сергей Евгеньевич. – Они несут яйца, но не размножаются. Раньше во Франции целенаправленно разводили гусей, сейчас перешли на этих мулардов, за год выращивают до 30 миллионов особей. Естественно, оплодотворение искусственное. Я попробовал провести эксперимент и посмотреть, что получится. Пришел к выводу, что мулардов лучше разводить в фабричных условиях, а не на семейной ферме. Потому что здесь они вырастают такие же, как и обычные индоутки, – до двух килограммов. Так что, думаю, все дело в условиях. На заводе, может, все получается, а в наших – особого результата нет. Дальше этим заниматься не вижу смысла.
Почему Сергей Максимович начал заниматься разведением птиц? Ответ для него самого остается тайной. "Наверное, от скуки, – пошутил он. – Что-то ведь надо делать". По словам Сергея Евгеньевича, птицы не требуют таких больших физических и материальных затрат, как, например, коровы или свиньи. На сегодняшний день КФХ "Максимович" можно назвать семейным предприятием, в котором трудятся четыре человека: Оксана Константиновна, Сергей Евгеньевич, сестра и племянник. Также управляющий напомнил, что ни одно дело не будет спориться без четко продуманного плана и желания.
Расширяться супруги Максимовичи пока не планируют, но подумывают завести кого-нибудь еще из "экзотов". Возможно, в скором времени мы услышим, что в КФХ "Максимович" разводят... страусов.
Екатерина Зырянова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
