От ветряка до самолета – один шаг

Мужики взрослыми не бывают

Каким бы степенным и солидным не выглядел мужчина, но до конца дней в душе он остаётся ребёнком. Дети, став взрослыми дядями, всего лишь меняют одни игрушки на другие. Кто-то с увлечением собирает рыболовные снасти, кто-то всё свободное время посвящает машине или мотоциклу, а кто-то изобретает велосипед. Тут уж ничего не поделаешь, всепоглощающая страсть – удел взрослых мальчишек. Позапрошлым летом на страницах “ЗВ” мы рассказывали об Анатолии Федоровцеве, который соорудил устройство, позволяющее использовать силу ветра для получения электроэнергии. Располагалось оно в дачном массиве на левом берегу Зеи, и каждый проезжающий по дороге Зея – Поляковский мог видеть установку на вершине мачты.

К сожалению, жизнь самодельного ветрогенератора оказалась недолгой и во время шквалистого ветра сначала оторвало одну лопасть ветряка, а затем необратимые повреждения получили и другие. Изделие умельца беспомощно замерло, и, честно сказать, проезжая мимо, думал, что Анатолий Гаврилович махнул рукой на свою затею и уж никогда не вернётся к идее её реализации. Но плохо, оказывается, знал этого человека, потому что в конце сентября на вершине мачты вновь появился ветряк с ярко-красными вращающимися лопастями. Упорство в достижении цели – замечательное качество, и грех было упустить возможность вновь встретиться с одержимым человеком.

Совершенству нет предела

Генерирующее устройство разместилось в небольшой комнате изобретателя. Под столом аккумуляторы, которые подзаряжаются от генератора ветровой установки, на стене – приборы.

– Ветер здесь неустойчивый, дует порывами, а потому генератор то выдаёт мощность, то прекращает работать, – поясняет Анатолий Гаврилович. – Вот обратите внимание на контрольную лампочку. Она то ярко загорается, то гаснет, но всё равно зарядка аккумулятора идёт. Вот здесь установлен преобразователь. Так что и свет в доме горит, и телевизор работает.

Как оказалось, первоначальная конструкция ветряка была не совсем удачной. Он имел большой размах лопастей и невысокий запас прочности. Из этого конструктор извлёк урок и в этот раз изготовил лопасти меньшего размера и попрочнее, да ещё и изменил профиль рабочих поверхностей. Генератор установлен на вершине мачты, а в движение приводится с помощью редуктора с передаточным числом 1:30. То есть, когда лопасти делают один оборот, генератор – тридцать.

Безусловно, самодельной конструкции далеко до более совершенных, промышленно изготовленных ветрогенераторов. Они куда как мощнее, да и угол атаки лопастей меняется автоматически, в зависимости от силы ветра, в результате чего выдают те устройства стабильную электроэнергию. Но нет предела совершенству, а потому умелец не собирается останавливаться на достигнутом.

Мечта о небе

В детстве многие мечтают стать лётчиками. Я мечтал, но, как и у большинства, это так и осталось мечтой. Хотя интерес к воздухоплавательным аппаратам сохранился. Как скоро выяснилось, и Анатолий Гаврилович остался неравнодушным к авиации, вернее к конструированию сверхлёгких аэропланов. Его увлечение находит у меня живой отклик, и между нами завязывается интересный обеим сторонам разговор.

– В конструкции самолёта нет ничего хитрого, – горячится собеседник. – Вертолёт сделать сложнее.

Соглашаюсь с ним. Действительно, оснащение планера самолёта по упрощённой схеме – довольно просто и понятно. При строительстве самодельного аэроплана проблемы могут возникнуть при расчёте прочности конструкции.

– А воздушный винт с изменяющимся шагом придётся делать? – допытываюсь у “главного конструктора”.

– Нет, – не соглашается он. – Это усложнит и утяжелит конструкцию. Винт нужно делать с фиксированными лопастями. И закрылки (устройства для улучшения взлёта и посадки) для лёгкого самолёта совсем не нужны. По расчётам у него взлётная и посадочная скорости будут не больше 60 километров в час. А крейсерская скорость – около сотни.

Потом заводим разговор о двигателе. Я с негодованием отвергаю предложение Анатолия Гавриловича установить двигатель от отечественной легковушки, поскольку тот маломощен и тяжёл. Решаем, что лучше всего для этих целей подойдёт движок от иностранного мотоцикла объёмом кубиков в 400 и мощностью около 60 лошадиных сил.

Перкаль, которым раньше обтягивали конструкцию самолёта, сейчас днём с огнём не сыскать, но есть другие, современные материалы.

С управлением элеронами и рулями высоты проблем не будет, решили мы, а вот обсуждение с управлением вертикальным рулём заняло время. На самолёте он управляется педалями, но у Анатолия Гавриловича протез. Как быть?

Когда доходим до обсуждения темы раздельного торможения колёс шасси, понимаю, что разговор меня затягивает окончательно, и прощаюсь, сославшись на нехватку времени. Ухожу с ощущением, что это был не пустопорожний разговор. И очень может быть, что к следующему лету взлетит с зейской земли самолёт конструкции Анатолия Федоровцева. Уж очень азартно блестели глаза у моего собеседника.

Григорий Филатов.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник