
Оксана Комарова
Зейская земля богата на селекционеров. Многие знают малину Меньшикова, выведенную Прокопием Ивановичем и названную по его фамилии. Житель п. Октябрьского, селекционер-самоучка, в 60-х годах прошлого столетия в северном районе вырастил сад, где, кроме малины, давали отменный урожай яблони, сливы, ирга и другие растения его селекции. А в нашей современности, как оказалось, совсем рядом живет селекционер гладиолусов. В её личной коллекции – порядка 1 500 сортов этой цветочной культуры, из них более 200 перспективных гибридов авторской селекции.
Цветы из детства
Года три назад знакомые, собирая в школу первоклассника, хотели приобрести букет на 1 сентября. Кто-то дал им телефон местного цветовода. Их ученик отправился на свою первую линейку с огромным букетом гладиолусов, которые поражали своей красотой, необычной окраской, формой. Сказали, что приобрели у Оксаны Комаровой. Ну, мало ли, любитель-цветовод выращивает красивые цветы.







А немного позже все встало на свои места. Оказалось, что это та самая Оксана, которая много лет проработала в районном отделе культуры, а многие её знают как актрису Зейского народного театра. «Мои цветы, – не стала отрицать при встрече Оксана Александровна, – причем собственной селекции». После немой паузы она рассмеялась: «Да, сама вывожу новые сорта. Как-нибудь приглашу в гости». А осенью в здании редакции появился мужчина с огромнейшей охапкой гладиолусов, которую он едва обхватывал руками. Он очаровательно улыбнулся, сказав, что его попросили передать. Нашему изумлению и восторгу не было предела. Каждый кабинет был украшен букетом грациозных цветов. Это Оксана Комарова сделала незабываемый подарок редакции. Но встречи вновь не получилось, она опять была отложена до момента «когда-нибудь». А в этом году он наступил.
«Гладиолусы выращивала моя мама, я была маленькой и их ненавидела, – смеётся Оксана. – Мама могла простить любую не политую грядку, кроме гладиолусов. С ними она носилась, как с детьми. Но когда у меня появился свой участок, поняла, что тоже хочу выращивать гладиолусы. Вообще, люблю все цветы, но ими любуюсь. А когда, выйдя в 5 утра на улицу, смотрю на гладиолус, который солнце окрашивает своими рассветными лучами, говорю: «Спасибо, Господи, что даешь возможность видеть эту красоту». Как профессионал, знаю, столько расцветок, игры света, вариантов, сколько есть у гладиолуса, нет ни у одного другого цветка».
Непостижимое – постижимо
В общем, затянуло, закружило и привело к еще одному занятию.
«Мне мама привила уважение к селекционерам, – вспоминает Оксана Александровна, – она говорила, что это кропотливый труд. Селекционер должен создать, рассчитать, чтобы одинаковое пятнышко повторилось на каждом лепестке цветка. И мне казалось, что селекция, особенно гладиолуса, – это что-то такое непостижимое. А потом, благодаря Интернету, стала общаться с селекционерами гладиолусов».
Сейчас Оксана Комарова – член Московского клуба гладиолусоводов, а также регистратор новых отечественных сортов данной цветочной культуры. И это при том, что среди четырех высших образований Оксана не имеет связанного с ботаникой, биологией.
«Теперь я знаю, что селекция – это математика с кусочком волшебства, – рассуждает Оксана, – собирая пыльцу одних и опыляя другие, можно заранее рассчитать, какой ты хочешь цвет, размер, но и природа добавляет своих красок. А как удивительно, когда ты рассчитываешь на одно, а расцветает что-то необычно прекрасное.
Со временем поняла, что у нас на севере все торопится жить, надо успеть проявить себя. Обычно сорт получается на третий год. Я все думала, как мне получить быстрей, ведь хочется все сегодня и сейчас. Считалось до сих пор, что семечко гладиолуса не может выдавать цветение в первый год, ему надо только около четырех месяцев, чтобы превратиться в детку, которая тоже около четырех месяцев превращается в цветок. Вообще этот цикл растягивается на три года, редко на два. А я за один сезон заставила зацвести гладиолус, выращенный из семечка: из 30 посаженных получила 9 цветов. Но мой метод, к сожалению, не работает на всей территории страны. На юге растениям не надо торопиться жить, они знают, что впереди еще долго будет тепло. И у селекционеров из средней полосы не получается так, как у меня. Я подозревала, что мой метод будет работать на Дальнем Востоке, на севере».
С 2018 года Оксане Александровне доверили регистрацию сортов гладиолусов. Это, наверное, впервые в практике, когда этим занимается не растениевод, не ученый, а селекционер-любитель, достигший высокого уровня.
«Для меня это значимое событие, – не скрывает гордости Оксана, – то есть все эти великие, замечательные селекционеры сказали, что я имею право регистрировать их сорта. И сегодня от меня зависит, будет их сорт зарегистрирован или нет. Это для меня большая честь. Очень жаль, что моя мама не дожила. Я не просто стала селекционером, я стала регистратором сортов».
Подбор имён
Еще несколько лет назад за сезон на своих четырех сотках Оксана выращивала больше семи тысяч гладиолусов. Но постепенно оставила штук 500, которые рассаживает на одной сотке – только собственной селекции, чужих сортов нет.
«А вот свои сорта впервые зарегистрировала только в этом году, – рассказывает Оксана. – И теперь 20 моих сортов вошли в реестр, из них 14 получили официальную регистрацию. Они уже разошлись по всей стране».
Цветовод с особой любовью рассказывает, как выбирает имена своим нововыведенным (так и хочется сказать новорожденным) сортам.
Она не смогла упустить возможность назвать один из сортов «Тукурингрой».
«Это наша гора Тукурингра, которая полна золота, брусники, можжевельника. И это все есть в моем гладиолусе, – поясняет Оксана Комарова. – Есть еще “Соктахан” – бархатный гладиолус ало-брусничного цвета с бархатным языком. Сначала было желание взять что-то из испанского. Но потом поняла, что никакой он не испанец, а свой, родной «Соктахан».
А еще один сорт селекционер назвала «Нэнэ», что в переводе с эвенкийского означает «путешествие», «дорога». Это потому, что семья Комаровых обожает путешествовать. А этот цветок навевает ностальгию о дороге, которая зовет в неизведанные места.
Вспомнили?
Надеемся, наши внимательные читатели вспомнили Оксану Комарову по недавней публикации в газете, где рассказывалось, что в свет вышла её первая детская книга «Оксанкин Таджикистан, или Кудыкины горы».

Спешим порадовать любителей её творчества: издано продолжение увлекательных историй в книге «Оксанкина Зея, или На каких деревьях растет картошка». Купить книжку можно, позвонив по тел. 8-914-591-26-15.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
