
Работая с архивными материалами, краевед и исследователь истории родной стороны, наш земляк Виктор Романцов не перестаёт удивлять своими находками. В этот раз в редакцию «ЗВ» Виктор Дмитриевич пришёл со статьёй, опубликованной в газете «Коммунистический труд» 13 октября 1933 года. Стиль и орфографию мы сохранили полностью.
Город должен идти вперёд
«Беспрестанно хрюкают сирены автомобилей, вызывая искреннее подражание со стороны многочисленной школьной детворы. Натужно кряхтит «Коммунар» с двумя громадными платформами. С пулемётным стуком шмыгает мотоцикл. Как круглая пила на дрогошилке гудит в вышине зелёная амфибия.
Утренние гудки стягивают рабочих в механические мастерские и лесопильный завод. Заглушено стучат моторы катеров, направляющихся вверх по реке. Пароход отрывистыми гудками вызывает грузчиков.
Всё это ни где ни будь, а в Зее. В городе, который мы считаем захолустьем, тайгой. Город незаметно для нас развивается. Социалистическая перестройка страны захватила его в свой водоворот.
Прибывают новые люди, экспедиции, изыскательские партии, инженеры, техники будущего БАМа, «Зейстроя». Город стал тесен. Новая техника, новые люди требуют от городского Совета перестройки. Но горсовет и его коммунально-жилищное хозяйство остаётся неповоротливым, по старому неопытным. Думают там, что «Зейстроя» не утвердят, может быть, что БАМ строиться не будет.
Больше всего это бросается в глаза, когда идёшь по центральным улицам города. Редкое место по всему Тыгдинскому тракту показывает такую грязь, такие бугры и ухабы, какие лежат на главной улице города.
Трескаются рессоры, лопаются шины. В залитой водой яме против главного магазина горпо не так давно чуть не утонул незадачливый проезжий, которого затащила туда испугавшаяся лошадь. Лошадь выбралась сама вплавь, а гражданина спасла собравшаяся публика.
Трудно найти большего противоречия, как между движением бамовских машин и дореформенной грязью Мухинской улицы.
Ещё хуже на прочих улицах и переулках. После небольшого дождя прохожие принуждены, как кенгуру прыгать вдоль домов. Тротуаров почти нет, а там, где они сохранились, как возле почты, то лучше бы их и не было. Опасны они не только для каблуков и подошв, но и для ног. Торчащие доски, дыры, провалы.
Под стать дорог и строительное «оформление» улицы. Разломанные заборы, подпёртые выступающими чуть ли не до середины улицы подпорками, сорванные ворота, разваливающиеся крыши… Всё это походит на картину разрухи двадцатого века.
И трудно разобрать, где дом частника, где дом горсовета. Нет между ними различий, разве только возле горсоветовских больше грязи?
Пора дать городу движение вперёд. Чем сейчас занимается коммунальная секция? – Заявления о продаже дома, заявление о сломе избушки, об изгороди, об огородах, о покосах. Без этого не обойтись. Но надо поставить на первый план ремонт улиц, насыпку тротуаров, приведение в порядок фасадов домов, ворот, заборов.
Город не должен походить на стамбульского нищего, а должен иметь наружность советского рабочего, который имеет возможность и использует её, одеться прилично.
Э. И.»
Такое это было время
Динамичная подача материала, рубленые предложения – всё это газетный стиль периода индустриализации и первых пятилеток. Когда читаешь эти строки, то уже не кажутся гротеском передовицы корреспондента под псевдонимом «Маховик» с его «стремительным домкратом» и «гудящими стропилами», о чём так красочно рассказали в своём романе Илья Ильф и Евгений Петров.
Такое это было время. Время больших перемен, свершений и святой веры в светлое будущее всего человечества.
С точки зрения современного читателя, статья кажется наивной, а кого-то, может, и повеселит, но попытайтесь уловить ритм, ощутить эпоху. Это дорогого стоит.
В тексте не всё будет понятно. Так вот, «Коммунар» – это первый гусеничный отечественный трактор, выпускавшийся на Харьковском паровозостроительном заводе с 1924 по 1931 год.
А под «зелёной амфибией», скорее всего, подразумевается гидросамолёт. Из гражданских гидросамолётов в 30-е годы серийно выпускался только Ш-2, которого сразу же нарекли «шаврушкой». Скорее всего, автор имеет в виду именно его.
Слово «дрогошилка» так и осталось для нас загадкой. Может быть, кто-то из читателей окажется более дотошным и найдёт значение загадочного определения?
И ещё. Передовица подписана инициалами «Э. И.». Это тоже стиль того времени, когда в большой чести были аббревиатуры.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
