Страны – разные, подход – один

Со всей россии

В конце прошлого года я стала лауреатом всероссийского конкурса “Директор школы- 2012” и получила возможность пройти зарубежную стажировку в Швейцарии и Германии. Тема курсовой подготовки – “Менеджмент образовательных учреждений – европейские модели управления образовательными процессами в средней школе”. Участники стажировки получили возможность познакомиться с международным опытом общеобразовательных школ Швейцарии и Германии.

В стажировке приняли участие 24 руководителя учебных заведений со всей России: Ростова, Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Красноярска, Амурской области, Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии и не только.

Долг, добросовестность, дипломатия

Получив уникальную возможность обсудить наболевшие вопросы, обменяться опытом работы, мы выяснили, что от Москвы до Дальнего Востока проблемы в образовании, в общем-то, общие. Коллеги рассказывали о своих школах, делились успехами, интересными наработками.

Наша делегация посетила разные учебные заведения Швейцарии и Германии. Побывали в частной школе в городе Цуг. Школа работает по методике Монтессори (педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла). Здесь дети разного возраста обучаются вместе, а роль педагога – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом “Помоги мне сделать самому”. Работа учителя находится за пределами урока – он наблюдает за учеником, отмечает его индивидуальное развитие. Но если ребенок не научится читать, его не переведут в следующий класс, это не страшно, поскольку у каждого свой индивидуальный темп обучения и развития.

В гимназии Райнфельден им. Георга Бюхерга основной акцент делается на языковое обучение: английский, французский, итальянский языки изучают с 5 класса. В старших классах часть предметов преподается на английском языке (история, обществознание, биология, география). Практикуется обмен учащимися с Англией по проекту “Гостевые семьи”.

Начальные школы Германии работают без звонков, используется модульное преподавание. Занятие длится полтора часа, но дети могут отдохнуть, выпить чаю, а во время полуторачасового перерыва дети идут обедать домой.

Школы, что нам удалось посетить, хорошо оснащены учебным оборудованием, практикуется трансформация учебных классов в просторные залы для занятий детей. В течение всей поездки нас всех не покидало ощущение радости познания нового. От немецких коллег часто слышали слова “долг, добросовестность, дипломатия”, это основные принципы, которые они применяют в своей работе. Я думаю, что эти понятия не имеют национальности и должны применяться всеми педагогами без исключения.

Очарование старой Европы

Принимающая сторона организовала для нас множество интереснейших экскурсий по городам Европы. Немцы, швейцарцы и французы по праву гордятся своей необычной и прекрасной архитектурой. Мы побывали в старой Европе, где исторические здания бережно сохраняются, в каждом городе множество музеев, скульптур, памятников. Но самое сильное впечатление на меня произвели соборы и церкви. В Европе к религии особое отношение, даже в учебных планах – это один из важнейших предметов. Более других исторических памятников меня очаровал собор Нотр-Дам в Страсбурге (Франция), который мы посетили в последний день стажировки. Собор – шестой по высоте храм в мире. Как сказал Гете: “Это возвышенно-высокое божественное древо”. Собор открыт для свободного посещения, но в то же время он действующий и там идут церковные службы.

Открыть внутренний резерв

Опыт зарубежных коллег для нас очень ценен, это хорошая возможность сравнить свою школу не только с другими российскими учебными заведениями, но и с зарубежными. Нельзя сказать, что наше образование хуже или лучше – оно другое, но подходы в образовательных областях оказались практически одинаковыми. Технологии, которые используются активно за рубежом, применяются и в наших школах. И у нас, и за рубежом на первом месте стоит качество образования. Лично мне эта поездка дала большой эмоциональный толчок, я открыла в себе дополнительные внутренние резервы, которые смогу реализовать в нашей школе. Кроме того, я приобрела хороших друзей-коллег из разных городов нашей страны.

Эта поездка была бы невозможна без финансовой помощи министерства образования и науки Амурской области. Также благодарю куратора образовательных учреждений Зейского района Любовь Репину, отдел образования администрации Зейского района, лично начальника отдела Татьяну Молодцову за поддержку и помощь в организации моей поездки.

Ольга Бахтина,

директор

Снежногорской школы.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник