За семью печатями?

В администрации Зейского района прошло совещание по вопросу содержания скотомогильников. На заседание были приглашены государственный ветеринарный инспектор Светлана Самойлова, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Зее, Зейском и Магдагачинском районам Екатерина Руденко, начальник межрайонной станции по борьбе с заболеваниями животных Дмитрий Лесков, специалисты администрации, а также главы пяти сельсоветов: Овсянки, Соснового Бора, Николаевки, Ивановки, Чалбачей. Однако информация, напрямую касающаяся эпидемиологической безопасности жителей сёл, оказалась засекреченной: перед началом совещания глава администрации района Андрей Ложечкин попросил журналиста «ЗВ» выйти из зала, пояснив, что «хотел бы обсудить этот вопрос без прессы»...
Всё слишком серьёзно
Скотомогильники – это специально оборудованные ямы для утилизации трупов животных и отходов животноводства. В муниципальных образованиях такие ямы обязаны не только иметься, но и содержаться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям: находиться на определённом расстоянии от жилых домов, быть бетонированными, огороженными, иметь крышку с замком. На несколько десятков метров от скотомогильника запрещён забор почвы, разработка земель, другие работы. Меры безопасности должны быть соблюдены, поскольку необорудованные скотомогильники могут стать источником вспышки опасных заболеваний и даже привести к возникновению эпидемии.
Два года назад вместе с тогдашним госинспектором Россельхознадзора Дмитрием Лесковым мы выезжали в Чалбачи, где прямо за околицей села местные жители обнаружили разлагающиеся трупы двух абортированных телят. Скотомогильника на территории сельсовета не было. Дмитрий Геннадьевич тогда рассказал: благодаря тому, что в Ивановке яма располагалась на возвышенности и содержалась, как положено, сооружение не было смыто в 2013 году паводком, иначе последствия той стихии могли быть куда печальнее. Впереди – лето, а значит, вопрос не праздный.
Хозяин кто?
В Зейском районе большинство этих сооружений осталось в наследство от развалившихся совхозов и находится в запущенном состоянии. Как иллюстрация – яма вблизи села Заречная Слобода: вид и запах (был) не для слабонервных. К слову, чтобы привести в порядок, этот скотомогильник пыталась взять на баланс глава КФХ Любовь Шмелёва, однако не получилось: приватизация таких объектов законом запрещена, и фермеры обязаны заключать договор с собственником о пользовании уже имеющимися объектами. Тогда же остро стоял вопрос о китайской свиноферме: отходы китайцы, работающие в Заречной Слободе, возили через город в скотомогильник у Гулика.
Согласно ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника и оповещение населения о его наличии относятся к полномочиям сельской администрации. С этим же перекликается и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому глава сельсовета заботится об эпидемиологической безопасности населения. Только вот вложение денег в строительство и содержание возможно лишь при условии, что объект официально принят в собственность, иначе глава может быть привлечен к ответственности за нецелевое их использование. Сегодня объекты являются бесхозными: должны финансироваться из областного бюджета. Но пока сами главы не забьют во все колокола, скотомогильники так и останутся «закрытой» проблемой.
Только бы не «прозвучать»?
Мы разбирались с ситуацией два года назад. Предположить, что за это время она радикально сдвинулась с места, теперь, после запрета представителям СМИ присутствовать на обсуждении проблемы, сложно. В последнее время журналисты всё чаще стали сталкиваться с «просьбой» чиновников писать либо хорошо, либо никак: всё прекрасно, всё под контролем. Если ситуация проблемная – применяется тактика «не пущать»: якобы, на совещании будут оглашаться какие-то секретные данные. Лишь бы не «прозвучать», лишь бы статья, как это часто бывает, не попала в областные СМИ и на стол руководству...
В 2013 году «Зейский вестник» в судебном порядке уже доказал, что запрет бывшего главы Зейского района Андрея Сухомесова журналистам присутствовать на аппаратных совещаниях является воспрепятствованием законной деятельности журналиста (статья 144 Уголовного кодекса РФ).
В своём решении суд тогда констатировал: «Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления путём личного присутствия на проводимых ими коллегиальных заседаниях закреплено в ФЗ «О средствах массовой информации», ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а потому не может быть ограничено распоряжением главы местного самоуправления. Запрет на участие представителей СМИ... препятствует реализации журналистами права на получение доступа к информации и свидетельствует о противоречии этого положения в указанной части федеральному закону, нарушении гарантированного Конституцией РФ права граждан на доступ к информации и необеспечение органом местного самоуправления реализации принципов публичности и открытости деятельности муниципального образования».
К сожалению, нам снова приходится об этом напоминать. Вопрос состояния скотомогильников напрямую касается жителей поселений, вне зависимости, пользуются они ими или нет. Он не содержит ни государственной, ни коммерческой тайны (те две категории, которые законно ограничивают разглашение). А значит, население имеет полное право на информацию по этому вопросу. Как имеет полное право присутствовать на совещаниях органов местного самоуправления пресса – «уши и очи» жителей поселений, не имеющих возможности лично приехать, чтобы послушать и посмотреть, как работают выбранные ими муниципальные власти. Это пресс-служба администраций получает зарплату за то, что создаёт «положительный образ» своего работодателя. У СМИ задача другая: обнажая проблемы, журналист (предполагается, что) подвигает власть на их решение.
Алиса Дотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...