«Рогали»и «маслопупы»

В 1949 году закончил я семь классов и поступил на судомеханическое отделение Благовещенского речного училища. О годах, проведённых в стенах этого почтенного учебного заведения, мой рассказ.
Тогда располагалось училище на улице Торговой, в одном из красивейших зданий города – бывшем магазине купца Чурина. Кроме судомеханического, в нём было ещё два отделения: судоводительское и гидротехническое. Курсанты каждого отделения жили в отдельных казармах-кубриках.
Наша казарма представляла собой длинное узкое помещение, по обеим сторонам которого стояли двухъярусные кровати. У входа в кубрик – пост дневального, которым по очереди становился каждый из нас. В его обязанность входила уборка помещения: пол драили каждый день. Кроме того, он должен был выносить бачки с водой из-под умывальников. Нас, механиков, звали “маслопупами”, а судоводителей – “рогалями”.
До сих пор удивляюсь, сколь широка была география проживания курсантов нашего отделения. Конечно, большинство приехали из городов и сёл Амурской области. Но… Владлен Тимофеев – из Львова, а его однофамилец Виктор Тимофеев – из Ярославля. Были ребята с Сахалина, из Приморья и других уголков нашей страны. А Сергей Волков и Юра Шин Жу приехали учиться из Китая. Это, безусловно, свидетельствовало о большой популярности речного училища.
В то время у нас в почёте была художественная самодеятельность, и на концертах всегда был аншлаг. Много в училище было отличных спортсменов: боксёров, гимнастов, штангистов.
Очень популярны были танцы под духовой оркестр, состоящий из курсантов. Зимой в нашем клубе яблоку было негде упасть, а за дверями обычно толпились девушки, мечтающие попасть на танцы. В моде тогда были вальс, танго, фокстрот, и нужно было обладать незаурядной ловкостью, чтобы в такой тесноте суметь кружить с девушкой в вихре вальса. Ну а летом на городских танцплощадках ждали нас девушки, мечтающие познакомиться с нами, потанцевать.
Но жизнь курсанта – это будни: учёба, строевые занятия, дежурства по кубрику, камбузу. Нашей ротой судомехаников командовал старший лейтенант Нещадин. Командирами рот были в основном демобилизованные офицеры из сухопутных родов войск. Некоторые и моря-то никогда не видели. Безусловно, это были порядочные и честные люди, но был у них один существенный недостаток: они были малограмотны. По этой причине порой случались казусы.
Увольнение в город только в субботу и воскресенье или по праздникам, да и то только тем, кто в течение недели не провинился и не получил двойку. Но побывать в городе хочется всем, а потому нередки были самоволки, для этого нужно было всего лишь перемахнуть высокий забор. Чаще всего проходило это безнаказанно, ну а попавшихся ждал наряд вне очереди – чистить картошку на камбузе или драить шваброй пол в казарме.
Курсанту Калинину в этом не везло: редкая самоволка обходилась без того, чтобы его на этом деле не засекли. Однажды, построив роту, Нещадин стал воспитывать курсанта Калинина и в его воспитательной речи прозвучала такая фраза: “Глаза твои бесстыжие, через забор перелезшие”.
Надо сказать, что курсанты находились на полном государственном содержании. И хотя дисциплина была на должном уровне, но нашкодить курсанты умели. И вот, бывало, построит нас старший лейтенант и внушает:
– Но почему, товарищи курсанты, вы так плохо себя ведёте? Ведь вас содярживают, а вы не поддярживаете”.
Такие словесные перлы нисколько не умаляли достоинства нашего командира. Уважали мы его за трудолюбие и отеческое к нам отношение.
Николай Сачков.
Фото из архива автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...