Знамение времени?

Время от времени (чаще всего по инициативе читателей «ЗВ») мы возвращаемся к вопросу урегулирования численности бродячих собак. Чаще всего эта тема возникает с наступлением зимы. Это и не удивительно, поскольку с приходом холодов животные вынуждены активнее добывать себе корм и, как следствие, становятся агрессивнее.
Условно людей можно разделить на две категории: тех, кто старается поддержать оставшихся без крова животных, и тех, кто их не любит и боится. Но, конечно, это разделение не корректно. Ведь среди нас немало тех, кто никак не реагирует на собак-попрошаек или жалеет бродяжек, но не готов оказать им помощь. В общем, сколько людей, столько и мнений, а проблема от этого не становится менее актуальной.
Недавно в редакцию «ЗВ» обратилась жительница г. Зеи Светлана Курдюкова, которая рассказала, что уже не первый раз обращается в администрацию города с вопросом о расплодившихся бродячих собаках и о тех животных, которых владельцы отправляют за калитку «погулять».
В своём обращении женщина рассказывает, что сама она – владелица двух собак, а потому подозревать её в нелюбви к четвероногим нет оснований. Тем не менее она считает, что необходимо принимать срочные меры, так как возникла критическая ситуация.
– Речь идёт о животных, которые создали свою резервацию в районе магазина «Колбасыч», – рассказывает Светлана Петровна. – Из-за скопления агрессивных собак мы вынуждены провожать и встречать свою 15-летнюю дочь. Ребёнок уже не маленький, но на неё нападали собаки, и она боится ходить возле сквера 100-летия Зее.
Случаев нападения на людей знаю много, но вот недавний. Вечером мы отправились встречать дочь и были свидетелями, как собаки обступили девочку-подростка, не давая ей пройти через центр сквера. Она испугалась, и моему мужу пришлось отгонять собак, чтобы провести девочку в безопасное место.
Неужели нам нужно дождаться несчастного случая, чтобы начать предпринимать какие-то меры?
Минувшей весной Светлана Курдюкова обращалась к тогдашнему главе города Сергею Матвееву. Поводом послужило нападение собак на её дочь. Тогда всё обошлось сравнительно благополучно, но женщину возмутил ответ, полученный из администрации г. Зеи. Говорилось в нём, что на 2018 год из областного бюджета на Зею выделено 219 тысяч рублей. На эти средства необходимо провести открытый аукцион:
– на отлов и транспортировку безнадзорных животных;
– содержание и учёт;
– услуги ветеринарии.
Ответ был отправлен в марте, но, насколько мне известно, на предложение никто не откликнулся. Слишком уж несерьёзные деньги предложены за такое хлопотное дело. Да и хватит выделенных средств всего лишь на девять собак. Понятно, что даже если бы кто-то «заявился», то изъятие такого количества животных с городских улиц погоды бы не сделало.
Можно сколько угодно возмущаться, но ответ нового главы города вряд ли кардинально будет отличаться от того ответа, который дал предыдущий глава. Давайте рассудим. Ведь по закону деятельность по отлову и содержанию бродячих животных финансируется из областного бюджета. Иначе говоря, глава муниципального образования оперирует только той суммой, которую выделили. Выделяют же мизер. В бюджете г. Зеи средства на эти цели не предусмотрены, да этого и не могло быть, поскольку такая деятельность не входит в полномочия муниципалитета. Если найдётся отчаянный глава поселения, который решит потратить бюджетные деньги на отлов собак или обустройство собачьего приюта, то эти действия подпадают под статью Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Любые иные действия (кроме отлова и гуманного содержания) по определению незаконны, и никто на это не пойдёт.
В 70-х годах мне довелось быть свидетелем кардинальной «зачистки» собак в Якутии, когда там вспыхнула эпидемия бешенства. Но тогда был объявлен режим чрезвычайной ситуации, да и время было другое, когда вид застреленных на улицах собак особо никого не шокировал: люди понимали, что иначе нельзя.
Собаки возле «Колбасыча» действительно «кучкуются». По мнению продавцов магазина, в основном это животные, брошенные хозяевами домов, которых расселили. Люди уехали, а животные остались.
В общем-то, бродячие собаки – явление не одного только нашего времени. Одичавшие стаи животных, бродившие в опустевших после эпидемии чумы городах, упоминаются в произведениях средневековых авторов. Известная всем (к сожалению, чаще всего по кинофильму) повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» начинается с монолога бродячего пса, добывающего пропитание на помойках в годы послереволюционной разрухи.
По сути, в наличии безнадзорных животных нет ничего нового, но отдельно взятые явления объединяет то, что проблема эта обостряется в период социальной напряжённости в обществе. Сейчас все мы переживаем далеко не лучший период и как знамение времени – стаи бродячих собак.
Станет ли их больше или они исчезнут вовсе, зависит от нас, и никакие декреты или финансовые вливания на «отлов и содержание бродячих животных» ситуацию не исправят. Ну не хватит на это никаких денег, если мы сами не изменим отношение к проблеме. Помните сказанное профессором Преображенским в «Собачьем сердце»? «Разруха не в клозетах, а в головах».
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...