На оккупированной территории
Два года супруги Колесник с четырьмя детьми живут на оккупированной территории. Таковой стала их собственная усадьба, расположенная в переулке Лаврушинском. Во двор к жителям Зеи повадилась стая бездомных собак, обитающая в самодельном «схроне» на заброшенном участке неподалеку.
Ограждение не спасет
Непрошеные гости не просто наведываются на чужую территорию в поисках корма, а ведут себя все более нагло и агрессивно.
«Если раньше они только пакостили – разгребали грядки, утаскивали и разгрызали садовый инвентарь, разрывали садовую мебель, то теперь перешли к откровенному разбою, – пожаловалась хозяйка Светлана. – В последнее время животные беспредельничают так, что мы боимся в собственном дворе оставлять без присмотра детей: прецедент нападения на ребенка уже был. А идти в огород приходится с вилами».
Семья Колесник на сегодняшний день – единственная во всем околотке, кто держит подсобное хозяйство. Вернее, держала до апреля нынешнего года. Супруги уверены, что наличие кур и кроликов и привлекло четвероногих разбойников.
Атаки на подворье участились в последние полгода. В январе собаки разорвали соседского цепного пса, а через несколько дней заявились и к ним, полностью уничтожив кроличью семью в обустроенной под крольчатник теплице. Попасть внутрь для них не составило труда: хищники разодрали покрытие. Обезглавленные и наполовину обгрызенные трупы домашних животных хозяева нашли в огороде.
«Мы просто в шоке, – рассказывает Светлана Колесник. – Решение развести кроликов было обусловлено заболеванием младшей дочери. Диетический продукт ей жизненно необходим. Но мяса никто, кроме собак, так и не попробовал. Затем на какое-то время наступило затишье. Но в марте – новая атака. На этот раз стая разорвала во дворе нашу собаку – домашнюю любимицу, когда-то подобранную на улице. Животное до последнего боролось, защищая свою территорию, но против стаи ее силы были не равны».
В этот раз жертвами нападения оказались и более 20 кур. Уцелеть удалось только петуху, но за ним четвероногие преступники пришли на следующий день и доделали свое дело. В стайку хищники проникали, подкапывая завалинку, – так же, как и на территорию усадьбы. Из-за свалившейся напасти хозяевам пришлось наращивать забор по периметру участка почти до четырехметровой высоты. Куда ж выше-то?
Эмансипация по-собачьи
В стае, держащей в страхе весь околоток (животные периодически заявляются и к другим жителям переулка), изначально насчитывалось около пяти взрослых особей. На сегодняшний день осталось двое – матерый кобель и самка, которой через некоторое время предстоит ощениться. Именно она и раньше, и до сих пор является вожаком компании. Атаманша определяет, куда идти и как преодолеть заграждения.
По словам ветеринарного врача Зейской станции по борьбе с болезнями животных Людмилы Сосниной, такая ситуация в мире хищников – не редкость. Вожаком может быть особь любого пола, сумевшая доказать свою отвагу и сообразительность. Такая вот «эмансипация» по-собачьи. Оказывается, и там она случается (и тоже, как обнаруживается, ни к чему хорошему не приводит).
«Суки все время находятся в процессе заботы о потомстве: или течкуют, или вынашивают, или выкармливают щенков, – объясняет Людмила Николаевна. – Поэтому то, что сейчас эта собака «в положении», ничего не определяет: все дело – в характере. Надо ли в такой ситуации винить и злиться на животных? Конечно же, нет. Они проявляют поведение, типичное для стаи: нормальные повадки сбившихся вместе хищников. Целью подобной агрессии является чаще не желание прокормиться (это видно из того факта, что жертв атак гораздо больше, чем псы смогли съесть). Их задача – в прямом смысле показать, кто в доме хозяин. К сожалению, в этом подворье собакам удалось с помощью диких законов отвоевать территорию. И они еще не раз будут всеми способами туда возвращаться. Людям нужно помнить, что это – одичавшие животные. У них нет представления о совести и частной собственности, и они не признают человеческих законов. Эту усадьбу они считают своей».
Всех псов – на администрацию?
Но если поведение собак объяснимо и даже простительно (коли одичавшей стае позволено существовать в человеческом обществе), то действия людей, отвечающих за городское благополучие, вызывают вопросы.
Сегодня многодетная семья Колесник остро нуждается в собственном хозяйстве. Но заводить его боится, так как не устранена проблема с набегами бездомных псов. А решить ее тоже пока не знает как. После каждого случая супруги писали заявления в полицию, но делопроизводство заканчивалось там, где начиналось. В настоящее время готовится иск в суд, и ответчиком на нем выступит администрация г. Зеи.
Проблема одичавших стай давно волнует жителей города. Там, где собак приручают и подкармливают, животные, по крайней мере, не считают человека врагом. Их вожаки, несмотря на внушительный размер «коллектива», стараются уводить подчиненных от прямого конфликта с людьми. Хотя и у них время от времени случаются срывы: дикая натура требует крови, и тогда под раздачу попадает чей-то незапертый курятник или открытая стайка.
Похожая ситуация, главным фигурантом которой тоже был ничейный пес, произошла в одном из городов Приамурья два года назад. Тогда бездомная дворняга задрала во дворе многоквартирного дома породистую кошку. Сделала это, кстати, из «благородных» побуждений: та зашипела на детей, которые часто подкармливали бродягу.
Рассмотрев все обстоятельства дела, судья принял решение о том, что ущерб владелице погибшей элитной участницы выставок должен быть возмещен из казны местной администрации. Именно она по закону ответственна за наличие одичавших собак на улицах, а при определенных условиях юридически становится и их собственником.
В соответствии с законом Амурской области № 254-ОЗ, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных – но в пределах запланированных субвенций из регионального бюджета.
В последние годы сумма для Зеи была порядка 200 тысяч рублей. А главным распорядителем средств является Управление ветеринарии и племенного животноводства. Это ведомство утверждает количество собак, подлежащих отлову и дальнейшему транспортированию в приемники. Как правило, в нашем городе эта цифра не превышала десяти, причем контракт выполнялся полностью. Единая служба по благоустройству города заключала договор с подрядчиком, те отчитывались о работе. Вроде и придраться не к чему, однако такое формальное решение проблемы, естественно, ничего не меняет.
В описанной в этом материале ситуации семье Колесник, вероятно, удастся с помощью суда «найти крайнего» и получить денежную компенсацию за истребленное хищниками поголовье. Но дальше-то что? Так и будут за порог – с вилами?
Лариса Федотова.
Фитилёк (от редактора)
На первую полосу мы вынесли частную историю. Почему? Потому что единичный случай в конце концов станет массовым. По большому счету материал «На оккупированной территории» – о бездомных собаках. А бездомные они по вине каждого из нас и государства в целом.
Сегодня мы уже ясно понимаем, что два, на первый взгляд, благих закона: «о собаках» и «о мусоре» – провалились. Эти державные декреты – мертвые и беспомощные, они только усугубляют проблему зарастания территорий хламом и приплода в собачьих стаях.
Спросите, а какое отношение собаки имеют к мусору? Самое прямое: уродующие города и села переполненные контейнеры – харчевни для животных. Вольная жизнь, хорошая кормежка на свалках – отсюда и высокий приплод. Мусорки – это «материнский капитал» для собак.
Если не пересмотреть законы, проблема из снежного кома превратится в лавину. И никакие Гибадуллины, Василенко, Ельчины, Перелыгины, Буняк и другие главы поселений не решат мусорные и собачьи вопросы, пока мы не расшевелим свои извилины и будем жить по принципам «моя хата с краю» или «а что я могу?». Пока наши депутаты и городского, и районного Советов не достучатся до своих коллег из Заксобрания и Госдумы, мы так и будем сидеть на пороховой бочке. А фитилёк-то, ведущий к бочке, рано или поздно загорится.
Инна Смирнова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...