Время волков

Свой отпуск я всегда использовал осенью. Обычно в начале сентября с другом забирались в верховья Зеи и целый месяц проводили в тайге. Возвращались домой – в Дамбуки – в середине октября, когда на Зее появляется шуга. В это время в известных только нам местах рыба шла на спиннинг так, что за короткое время можно было наловить сколько угодно. Однажды так увлеклись, что Пионерское плёсо покрылось сплошным льдом, пришлось оставить лодку, сделать лабаз, переночевать и выходить 90 км пешком. Знание местности и геодезическая карта позволили нам за сутки добраться до п. Брянты, а на следующий день быть уже дома в Дамбуках.
Для меня это самое интересное время года, и я считаю его лучшим для отдыха в тайге. Интересные приключения были практически каждый день. Ежедневно наблюдали за обитателями леса, в тех местах – от Нижне-Доенинского взвоза до впадения реки Уркан – исходили всё на расстоянии до 10 км от русла р. Зеи, чтобы изучить местность и найти следы присутствия людей при освоении этого края. Нормальному человеку понять наше поведение нереально, но вот такой отдых мы себе выбрали – лучше любых курортов, и каждый год в это время уезжали в тайгу.
В сентябре этого года запланировали сплав по реке Деп и в начале сентября были уже на метеопосту. Сразу же начали путешествие вниз по течению. Впечатления переполняли: красота осеннего увядания, хорошая погода, рыбалка спиннингом, вечерняя уха и трубные голоса изюбрей. Обратил внимание, что в хор изюбрей включились волчьи голоса. Концерт волков вокруг нашей стоянки был столь интенсивным, что становилось не по себе. На второй день путешествия на нескольких косах обнаружили стаи волков по пять-семь особей. Раньше никогда не видел этого. Волки чувствовали себя совершенно спокойно, подпускали метров на 30–50 и только после выкриков поднимались и убегали. К сожалению, сын настоял в поездку не брать оружие.

Волчьи стаи напомнили мое детство в Дамбуках. После войны волков в тайге расплодилось бессчетно, никто не регулировал их численность. Иногда мы, дети, наблюдали, как на противоположной стороне Зеи волки гнались за косулями. Однажды я с ребятами гулял по зимней дороге по руслу реки Зеи. Вдруг к нам навстречу вышел лось, подошел почти вплотную и лег на лед. Следом за ним из леса появился волк, немного пройдя, улегся чуть поодаль. Так продолжалось больше часа, потом лось поднялся и пошел шагом мимо нас, затем встал волк и отправился следом. По-видимому, оба устали от длительной гонки (когда волк преследовал лося) и уже не могли бежать.
Другой случай произошел буквально в 100 метрах от дома. Жили мы на берегу Зеи, жители набережной части воду брали из реки. Зимой для этого во льду делались проруби. Воду носили обычно в вечернее время. Моя мать пошла за водой, в это время я был на улице. Вдруг услышал её крик. Оглянулся на речку и увидел мать, размахивающую коромыслом, у её ног – косуля, а по кругу сходилась стая волков. Побежал к соседям, они выскочили, не одеваясь, кое-кто стал стрелять из ружей, волки убежали, а косуля еще долго лежала, совершенно не боясь людей.
Были случаи, когда волки заходили в поселок как в ночное, так и в дневное время. Проникали в домохозяйства, срывали с привязи собак и съедали их. Было несколько случаев, когда волки загоняли в поселок косуль и продолжали их преследовать в населенном пункте. Припоминается, как волки пригнали косулю к управлению прииска. Спасаясь, косуля запрыгнула в окно заместителя главного бухгалтера прииска, а в другой раз заскочила в окно детского сада.
Родители старались не выпускать детей на улицу без присмотра. В целях безопасности руководством района были приняты меры по вовлечению населения в борьбу с волками. Для их уничтожения в основном использовались ядохимикаты, часть которых изготавливалась из местных ресурсов. За каждого уничтоженного волка выплачивалась премия 500 рублей, также оплачивалась сданная приемщику шкура. К следующему году проблема в основном была решена, в дальнейшем она находилась в поле зрения органов власти.
Почему я вспомнил о событиях большой давности? Для того, чтобы обратить внимание органов власти на опасность, которую создают волки для животного мира, домашних животных, ну и в конце концов даже населению района. Но, по-видимому, в условиях рыночной экономики быстрого решения для ликвидации этой опасности не будет. Для прокорма волку в год необходима одна тонна мяса. Это означает, что за короткое время в тайге могут исчезнуть многие виды животных, а возможно, и домашние питомцы. А потом может начаться охота на людей.
У меня вызывают скептическую оценку принятые нормативные акты в России в области охоты и любительской рыбной ловли, охраны окружающей среды. Они разработаны дилетантски, оторваны от реальной жизни. По-видимому, лоббировались исключительно заинтересованными лицами с целью получения дополнительных поборов с населения (преобладание запретительных мер) и создания условий для злоупотребления исполнителями. Зато мы наблюдаем, как «гнобят» любителей-рыбаков за удочки, ограничивают подъезд ближе 200 метров к берегу водоемов и т.д. В то же время совершенно не обращают внимания, когда, скажем, бульдозеры работают в ручьях и очень сильно загрязняют водоемы.
В течение нескольких лет органы власти “трещат” о принимаемых мерах, но ничего не меняется (за исключением единичных случаев, когда не договорились с нарушителями в частном порядке). В результате, по данным Росмониторинга, Амурская область вышла на первое место в РФ по загрязнению рек.
Что касается снижения поголовья волков, приказом Роскомприроды установлено: охота на волков производится только огнестрельным оружием, петлями из проволоки диаметром 4 мм. Другие, применяемые ранее способы запрещены, в том числе охота с мотосредств. Поговорил с бывалыми охотниками. Все с иронией отнеслись к нововведениям. Назвали их малоэффективными и затратными. Чтобы отловить волка, необходимо возведение двухлучевой изгороди с проемом и петлей в конце, а за петлей – приманка (желательно в живом виде). Ну и если следовать провозглашенной в РФ гуманизации охоты, мучений у волка будет гораздо больше, чем от традиционно применяемых ранее отравляющих веществ, а исходя из практики – на два-три порядка выше. Один из охотников назвал этот приказ фантасмагорическим проектом. Многие мои собеседники сделали выводы о непонимании органами власти проблемы регулирования численности волков.
По моему мнению, необходимы эффективные меры борьбы, нельзя доводить ситуацию до критической, как это уже случилось с водными объектами, потому что увеличение ареала обитания волков может быть катастрофическим как для животного мира, так и для людей. Полагаю, в первую очередь необходимо разрешить круглогодичную охоту на волка, применение радикальных средств борьбы с ним, упростить процедуру организации охоты и решить вопрос со стимулированием охотников. Надежды на быстрое решение проблемы органами власти слабые, но ведь надежда умирает последней.
Леонид Кожевников.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 

Подробнее...