Яся – радость наша

В Амурской области дербник является малочисленным гнездящимся видом. Зимует эта перелетная птица к западу и югу от гнездового ареала, в отдельных случаях достигая тропиков. Охотится в основном на мелких птиц, в меньшей степени – на грызунов, ящериц, насекомых.
С наступлением холодов птицы тянутся туда, где прокормиться значительно легче, – в город. Героиня, с которой мне предстояло познакомиться, тоже не стала исключением.
В конце октября прошлого года семья Мельниковых обнаружила в своем дворе самку дербника. Судя по всему, птица, подлетая к кормушке, ударилась о стекло. Удар оказался достаточно сильным, птица немного пострадала. Семья, не раздумывая, приютила крылатую гостью. Тем более опыт содержания пернатых уже имелся, одно время в семье жила сова.
"Хлопотно, наверное, птица-то все-таки хищная?" – интересуюсь у Александра и Ольги. "Ну, что вы! Никаких хлопот, одно удовольствие и радость", – отвечают они. Оглядываю комнату, ища глазами клетку, и, не найдя, обращаюсь с вопросом к хозяйке дома. "Да вот же она! Наша Яся", – указывают мне верное направление. Я замираю: прямо передо мной подставка с цветами, на самом верху на жердочке восседает "радость".
Окрас самки сверху серо-буроватого цвета с ржавыми пятнами, края перьев снизу желтовато-белые с бурыми продольными пятнами, хвост с пятью-шестью светлыми полосами. Словно демонстрируя себя во всей своей красе, птица пролетает несколько кругов по комнате.
Дальше следует процедура кормления птицы. Надо заметить, что Яся не боится есть с руки Александра, особенно когда кормят любимой ею печенью. Также птица ест мясо курицы, иногда перепадают мышата.
Мельниковы рассказывают о том, как первоначально птица дичилась, как привыкала к новому местообитанию, как пережила ремонт в доме (причем достаточно спокойно), и о том, что ей нравится и не очень.

"Яся у нас общительная, на контакт идет хорошо. Но мы стараемся ее не приучать к рукам. Боимся в дальнейшем, как бы кто злой не приманил", – говорят Мельниковы. "Привязались вы к птице, сразу видно. Не жалко выпускать на волю?" – спрашиваю я. "Нет, не жалко, – отвечают Александр и Ольга, – мы же понимаем, она птица вольная, у нее своя жизнь, ей птенцов предстоит высиживать. Сейчас потеплело и можно выпускать на волю. Вот только переживаем за нее очень".
Слушая рассказ этой семьи о своей пернатой питомице, вспоминаю слова Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Все ли в ответе?
По словам Сергея Игнатенко, директора Зейского заповедника, зимой немало птиц перебирается из леса в город, но по своей неосторожности и неопытности калечится. Люди подбирают таких бедолаг из благих побуждений, но далеко не каждый оставляет их у себя, и это касается не только птиц. Зачастую найденышей приносят в заповедник, наивно полагая, что это учреждение обязано этим заниматься. "А ведь у нас нет ни специального подразделения, ни средств для этого, – замечает Сергей Юрьевич, – конечно, по мере сил и возможностей мы стараемся оказать помощь. Так, зимой у нас в одном из кабинетов жила сова. Но всех принять мы, к сожалению, не в силах".
Человек, в отличие от животного, может соизмерять свои желания и возможности. Милосердие, доброта и забота должны быть связаны с чувством долга и ответственности. Каждый должен решить для себя: готов ли он сам нести ответственность за живое существо, не перекладывая эту ношу на других.
Виктория Черепанова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...