Познаётся в сравнении

26 октября в Заксобрании Амурской области состоялись мероприятия по случаю 25-летия областного Совета. Были приглашены и в основном прибыли депутаты всех созывов. Мне довелось быть депутатом областного Совета второго и третьего созывов (1997-2001 гг. и 2001-2005 гг.).
На этот период времени выпало становление постсоветского парламентаризма, формирование нормативных актов по созданию органов местного самоуправления. Время было сложное, но депутатский корпус в основном составляли хозяйственные руководители, люди неравнодушные и ответственные, знающие свое дело и пути решения задач, стоящих перед областью.
В то время депутаты тесно работали с местными органами самоуправления, трудовыми коллективами и хозяйственными руководителями. В этих целях широко применялась практика выездных совещаний – облсовет в полном составе выезжал в какой-либо населенный пункт и зачастую в клубе, в присутствии населения, проводились сессии облсовета. К сожалению, с расцветом демократии в РФ от этой практики отказались. Должен сказать, что в основном, главы органов местного самоуправления были, как говорится, на своем месте, в том числе и главы поселений.


Вспоминается одно из выездных заседаний в Новокиевском Увале, проведенное по инициативе председателя облсовета Виктора Марценко. Председателя сельсовета Ирину Герман большинство депутатов уже хорошо знали. Она постоянно приезжала на сессии облсовета и всегда обращалась в постоянные депутатские комиссии с какими-то просьбами: то ходатайствует о приобретении трактора, то деревообрабатывающих станков и так далее. Учитывая, что она посещала сессии облсовета, как одна из немногих председателей сельсоветов, то депутаты всегда шли ей навстречу.
В назначенное время мы начали прибывать в поселок. Население, узнав о приезде депутатского корпуса, встретило нас настороженно: «не наезд ли на их председателя?». Пришлось успокаивать. После сессии мы посетили школу, где учитель труда создал цех по изготовлению корпусной мебели из древесины местных пород тем самым станочным оборудованием, которое было выделено по ходатайству Ирины Герман. При этом он привлек к работе еще четверых специалистов. Выяснилось, что и трактор работает на бюджет поселения, оказывая услуги жителям Новокиевского Увала. Да и сама председатель сельсовета активно содействовала занятости населения – инициировала жителей на заготовку дикоросов, выращивание овощей, а затем сама ездила по предприятиям торговли и общественного питания с целью сбыта их сельхозпродукции. Это пример ответственного человека, лидера, готового откликнуться на нужды каждого жителя.
Являясь депутатом Зейского районного Совета на протяжении двух созывов, я, к сожалению, не наблюдаю даже приближенного подобия нынешних глав поселений. В основном их цель – устроить преференции себе и своим близким, отсюда и такая зависимость от мнения вышестоящей власти.
В 90-е годы облсовет работал в правовом вакууме, действовали старые законы, новые еще не были созданы, всё регулировалось указным правом. В этой ситуации я с теплотой вспоминаю Саяна Охотникова – начальника юридической службы, который безукоризненно владел не только государственным правом, на память знал все статьи законодательных актов РФ, но и владел международным правом. В этот период времени Государственной Думой готовился Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». От Амурского облсовета в порядке законотворческой инициативы также были предложения в Государственную Думу по проекту этого закона. И Саян Сергеевич принимал в этом самое активное участие. Должен отметить, что когда на заседании возникали, казалось бы, непреодолимые ситуации, когда присутствовавшие прокуроры не могли дать пояснения, тогда Саян Сергеевич буквально в течение минуты лаконично и четко, с отсылкой на статьи законов, «разруливал» ситуацию и в конце выступления говорил: «Я бы поступил вот так…». Достаточно сказать, что в первые два года часто были протесты прокуроров, которые он, как правило, отклонял в судах. Говорю это, чтобы показать, насколько грамотно были подготовлены им нормативные акты и насколько важна и значима роль юриста в принятии решений Советом. Ни до, ни после работы с Саяном Охотниковым, я не встречал юристов такого высокого уровня.
Хотелось бы отметить нынешнее состояние юридической службы Зейского районного и городского Советов. Если в районном Совете юрист Виктория Лисица имеет высокие подготовку и профессиональный уровень, то в городе… Три раза присутствовал на заседаниях городского Совета и каждый раз работа юриста вызывала у меня разочарование.
Качественные показатели работы законодательного органа определяют вопросы подготовки к сессии, в том числе и предоставляемые депутатам документы, этим вопросом занимался аппарат облсовета. Должен сказать, что его работа была организована на высочайшем уровне. Представленные на заседание документы, были в полном объеме и отвечали на любой вопрос. Если же вдруг депутатам требовались дополнительные документы, то они предоставлялись в ускоренном порядке. Особенно это было важно, когда по некоторым вопросам в процессе сессии создавалась согласительная комиссия и делался в работе перерыв. При этом непосредственно участвовал юридический отдел и руководитель аппарата. Оперативно предоставленные документы и консультации работников аппарата позволяли выйти на одно из правильных решений.
Почему я столько уделяю внимания этим структурам? В основном, все нормативные акты готовит аппарат или дорабатывает представленные депутатами.
Опять же сравнение. Если в районном Совете в этом направлении всё обстоит благополучно, то в городском, хотелось бы пожелать аппарату Совета поменять свое отношение к подготовке заседаний и взаимодействию с депутатами. Отсюда и наблюдаются все неурядицы при проведении заседаний.
Должен отметить конструктивную работу губернаторов Анатолия Белоногова и Леонида Короткова с депутатским корпусом. Тогда еще не применялась «норма» проголосовать депутатам «как нужно», каждый был со своей позицией, а основной целью являлось сохранить достойный уровень жизни людей. Поэтому Анатолий Николаевич часто встречался с населением, приглашал для консультации по целевым вопросам специалистов-депутатов, привлекал их к поездкам по области.
Время было сложное, денег в бюджете не было, в основном работали взаимозачетные схемы. Тем не менее процесс развития области не прекращался. За счет бюджета области строились областная больница, школы, например, в п. Тыгде и там же железнодорожный вокзал. В нашем городе, по моей инициативе, «Северные электрические сети» возводили жилые дома, терапевтический корпус (сегодняшнее здание поликлиники) и так далее. Было трудно. Месяцами не выплачивалась зарплата, возникали проблемы с коммунальным хозяйством, росли тарифы.
Анатолий Белоногов почти ежемесячно бывал в Зее и Зейском районе. В поселках Снежногорском и Хвойном – по дорожному сообщению, бывал и в других селах для изучения проблемных вопросов. Например, в Зее во время встречи с учителями был вынесен вопрос о задержке педагогам зарплаты (в то время финансирование шло из городского бюджета), он тут же принял решение: выплачивать из областного. Позже, на сессии облсовета, были внесены корректировки в бюджет, и решение о выплате зарплаты учителям из областного бюджета было распространено на все школы области. Однажды он прибыл в Зею ночью, а рано утром уже был у меня и предложил поехать в Хвойный по вопросам энергоснабжения (была авария на ДЭС). Там же он поставил задачу – построить линию Баралус-Хвойный. В течение месяца ВЛ была построена. То же прорабатывалось и по Снежногорскому, но пассивное отношение администрации Зейского района не позволило это сделать, так же поступили с дорогой Зея-Огорон. Белоноговым было подписано постановление о передаче автодороги Зея-Огорон Амурупрадору, поэтапно – ежегодно по 20 км. Первый раз передали 20 км Амурупрадору, а на следующий год очередные 20 км – забыли. По инициативе Анатолия Николаевича я дважды выезжал на думские слушания по реформированию энергетики в интересах сохранения энергосистемы (постараюсь рассказать отдельно).
С окончанием “эпохи Белоногова”, поступательное движение области приостановилось, а затем пошло на спад. Наступили иные времена.
Изменились и подходы к выборным органам. Во власть стали приходить иные люди с частным интересом к собственности и бюджетам всех уровней. Для прикрытия неблаговидных дел после нескольких переименований была создана партия «Единая Россия». По данным Счетной палаты в 2018 году из федерального бюджета похищено 1,2 трлн руб. (400 млрд руб. как бы вернули). На местном уровне пока счет не начат. По данным аналитиков, разворовывается до 40 % бюджетных средств всех уровней. Денег стало не хватать на социальные нужды, здравоохранение, науку, образование, пенсии. Процесс пошел обратным ходом, вместо того, чтобы остановить хищение средств, взялись за сокращение социальной сферы.
Довелось присутствовать на одном из последних заседаний городского Совета (проводилось без фракции КПРФ) и был удивлен, с какой активностью депутаты фракции ЛДПР поменяли комиссии и были утверждены сами собой в бюджетную комиссию, дальше – активный интерес к дорожным подрядам, благоустройству. Мне показалось, что они работают по заданию работодателя. Тем не менее, было несколько публикаций в «районке» председателя фракции ЛДПР Виталия Черногора о радении за народ. Но когда фракцией КПРФ проводилась работа по сохранению здравоохранения, тарифной политики в ЖКХ и т. д., я эту компанию не заметил.
Вот такие времена наступили… Можно ли развернуть ситуацию в сторону подавляющего большинства населения? Можно. Но для этого нужно всем ходить на выборы, выдвигать в органы власти людей, в которых вы уверены, и выбирать их.
Леонид Кожевников,
депутат Зейского районного Совета.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...