Пиле не место в парке

В двух номерах "ЗВ", вышедших в этом году, затрагивалась тема "обновления" городского парка. С одной стороны с благими намерениями выступает руководитель городской единой службы по благоустройству, демонстрирующий "облагороженный" участок с чахлой растительностью. С другой стороны – мнение ветерана лесного дела Михаила Мальцева.
Напомню, нечто подобное происходило в 1996 году, а также года два-три назад. О пользе или вреде порубок мы ещё поговорим, ну а пока освежим в своей памяти историю возникновения нашего уникального парка.
Городской парк – ровесник нашего города. В 1879 году на правом берегу Зеи Верхнеамурская золотопромышленная компания устроила свою резиденцию. К ней прилегала роща из лиственницы и берёзы, а к роще примыкал благоустроенный сад с проложенными дорожками и возведенными беседками. Зимой здесь устраивали каток, продавали чай и блины. В 20-е годы это было любимое место отдыха молодёжи. Юноши и девушки собирались в комсомольском клубе, который располагался в здании бывшего Общественного собрания. Парк был обнесён забором, и в нём поддерживались чистота и порядок.
По сути дела, наш городской парк таковым не является. Ведь культурные посадки в парке подбираются по определённому плану. Наш же парк – это участок дикого, почти не тронутого леса. Своего рода, мини-заповедник, где сохранена та растительность, которая была здесь к моменту заселения этих мест.
В 1979 году по решению городского Совета народных депутатов парку был присвоен статус охраняемой природной территории – памятника природы.
В начале упомянутых выше порубок на территории парка я, как бывший председатель районного общества охраны природы, писал о недопустимости этого. Безусловно, определённое косметическое вмешательство необходимо, но без коренного уничтожения состоявшегося многолетнего сосуществования растений. Пару десятков лет в парке была проложена экологическая тропа. Документация по ней была передана "Зелёному хозяйству" в надежде, что её благоустроят, но этого не случилось.
Что касается возраста лиственниц, то прав Михаил Мальцев – им ещё жить и жить. Недалеко от Овсянки есть памятник природы –"Остров еловый". Там несколько могучих 300-летних елей. В экспедиции с ребятами из "Адониса" мы попытались охватить ствол ели руками. Не получилось. Удалось это сделать лишь после того, когда трое взялись за руки. До такого состояния лиственницам ещё расти и расти. Вырубка, которая проводится сейчас, приведёт к полному разрушению сообщества растений, сложившегося за многие годы.
Судя по начальному этапу преобразований, всё сводится к удалению существовавшей растительности и посадке одной породы деревьев – сосны. То есть парк теряет свою природную уникальность и будет представлять собой некий участок сосняка вроде парка "40 лет Победы". Нужны ли городу два одинаковых парка?
Кстати, служба по благоустройству уже приложила руку к уничтожению природно-ландшафтного уголка на станции юннатов. Там вырублено всё сообщество, создававшееся много лет. А вот участок, где действительно нужно было провести такие работы, стоит неухоженным.
Я поддерживаю мнение Михаила Мальцева и также считаю, что пиле не место в парке. Ну а его благоустройство, решение вопросов парковой архитектуры следовало бы хорошенько обсудить со специалистами. Полагаю также, что органам прокуратуры следует проверить: как соотносится начавшаяся вырубка с природоохранным законодательством.
Михаил Кремнёв.
Фото из книги К.Ф. Шмидта “Историко-статистический обзор города Зеи Амурской области”.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...