Память








Он верил: красота спасёт мир
Вот и всё. 1 января не стало замечательного человека Виктора Башкирова – прекрасного художника, и для нас, зейцев, людей старшего поколения, это большая утрата.
Он родился 10 августа 1941 года в с. Козловка Бакинского района Хабаровского края. После окончания средней школы поступил на художественно-графическоое отделение Хабаровского педагогического института. Его мечта стать художником сбылась. После института служил в армии, когда демобилизовался, получил вызов от главного инженера “Зеягэсстроя” Владимира Конько. В середине шестидесятых годов прибыл в Зею, где его ждал с большим нетерпением Борис Аренгауз. Они друзья по институту, вот он-то и хлопотал о приезде Виктора в Зею.
От молодых специалистов руководство “Зеягэсстроя” ждало больших перемен в художественном оформлении объектов стройки, а также нового творческого импульса в романтическую жизнь гидростроителей. И они не подвели. В то время Виктора Башкирова зачастую можно было увидеть с этюдником во многих уголках города. Он был в постоянном поиске натуры. Гремела стройка, и работы для художника-оформителя в “Зеягэсстрое” было непочатый край. Сдавались новые объекты – как промышленные, так и соцкультбыта, и в их оформление обязательно вносил свою лепту Виктор Никитич.
22 февраля 1967 г. в п. Временном вступила в строй столовая «Бригантина», он вместе с Борисом Аренгаузом красочно оформляют обеденный зал. Открывается клуб «Ровесник», затем магазины «Пингвин», «Олененок», столовая «У створа» – они великолепно, созвучно той эпохе, оформляют и эти объекты. К великому сожалению, эти уникальные здания не уцелели, за исключением клуба «Ровесник» (сейчас там Дом детского творчества), и стелы, что установлена в начале города.
17 декабря 1967 года в клубе «Ровесник» благодаря Виктору открывается первая выставка картин работников «Зеягэсстроя» Виктора Башкирова, Бориса Аренгауза и мастера УМР И. Касаткина. И вот тогда он очаровывает своими пейзажами не только гидростроителей, но и горожан.
Наша первая встреча с ним произошла весной 1966 года – я увлечённо писал этюд в парке. Хотелось увековечить ледоход на р. Зее, а особенно передать красоту голубого льда Гилюя. Тем более знал, что в связи со строительством ГЭС такого зрелища скоро больше не будет. И тогда его уверенные, мастерски выполненные мазки помогли мне закончить этюд. Мы познакомились. После чего я уже смело забегал в мастерскую художников в надежде, что получу от них настоящую фондовскую кисть (в то время с кистями была проблема), и они выручали. После демобилизации из армии я был принят в СМУ-1 “Зеягэсстроя” в качестве бетонщика. Стройка набирала темп. В начале 1970 г., к столетию со дня рождения В.И. Ленина, были приняты повышенные соцобязательства. 22 апреля коллектив гидростроителей должен был уложить в тело плотины 4 500 кубометров бетона, и эти обязательства были перевыполнены – уложено 7 300 кубометров. А к 30 января, к такому знаменательному дню, в честь укладки первого бетона художнику СМУ-1 Виктору Литвинову парткомом “Зеягэсстроя” было поручено художественно оформить перемычку. Нужно было нарисовать портрет Ленина и цифры, обозначающие количество бетона, принятого в соцобязательствах. Виктор Литвинов взял меня в помощники. Но ни он, ни я на площади более 20 кв. метров портрет Ленина не писали. Вот тогда обратились к Виктору Башкирову. Он с уважением отнёсся к нашему предложению и даже успокоил: «Ничего страшного, осилим». И под его руководством мы вовремя выполнили задание. Работали днём и ночью. Его спокойствие и уверенность вселяли силы: кто валиком, кто кистью трудились в одном из боксов АТУ.
Мне довелось быть свидетелем, как рождалась стела Зейской ГЭС при въезде в город. У Башкирова и Аренгауза было много вариантов по ее созданию. Сколько было мучительных сомнений, споров! И решение всё-таки пришло. Борис позировал, а Виктор рисовал. А сколько труда, творчества надо было вложить в изготовление формы, чтобы их творением гордились гидростроители!
О том, что Виктор Никитич всегда был в поиске, могли бы рассказать художники старшего поколения. Он много читал, познавал мир прекрасного, чтобы всё воплотить в своих работах. Увлёкся писать маслом не на холсте, а на наждачной бумаге. Эти работы привлекали тем, что были объёмны и многоструктурны, они выделялись колоритом. Но как недостаток – кисти очень быстро изнашивались, а они для художника всегда были большим дефицитом, тем более в то время.
Виктор Башкиров останется в памяти зейцев отзывчивым, скромным и очень порядочным человеком. Он настоящий художник, потому что умел видеть, а увиденное мастерски перенести на холст. Самая точная биография художника всегда заложена в его работах. В них периоды подъёма, сомнений, счастья, душевной боли. Виктор Никитич был замечательным семьянином. Вместе с супругой Светланой Ивановной они прожили 53 года, вырастили и воспитали двоих детей. Старший, Евгений, пошел по стопам отца и стал художником, младшая Юлия – выбрала профессию юриста.
Долгое время Виктор Никитич работал на Зейской ГЭС, с 1983 по 1994 г. преподавал рисование и черчение в школе
№ 3. Любил детей, легко находил с ними общий язык, ребята часто выходили на этюды, а он мог красиво рассказать быль то о берёзке, то о ручейке. И это у него получалось великолепно. Выйдя на заслуженный отдых, скучал по своей привычной и родной мастерской, а для художника это очень мучительно. Вместе с супругой в 1995 г. они уезжают в Благовещенск к детям. А его пейзажи остаются у нас в памяти, в краеведческом музее, частных коллекциях. Они – свидетельство состояния души художника чистой и искренней. Он не жаждал и не искал славы. Он был просто талантливым художником. С уходом Виктора Никитича тает эпоха чести и достоинства. В его творчестве не правил «его величество рубль», он щедро делился своим искусством, талантом, искренне верил, что красота спасёт мир. И как бы хотелось увидеть работы Виктора в нашей городской галерее – в знак памяти о прекрасном художнике. Он дал путёвку в художественное творчество не только мне, помог определиться в становлении профессии художника Анатолию Ефремову, Олегу Токареву, Наталье Гуфа.
А где-то там под зовы
звёзд
И в райской, мудрой
тишине
Пусть нарисует свой
последний холст
Художник в память о земле.
Владимир Шляндин.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...