Когда уходят в мир иной учителя, ученики душою сиротеют...

1988 г. Коллектив учителей школы № 2 имени А. С. Пушкина во главе с директором Рудольфом Панченко (в центре).
Мы все в той или иной степени ученики директора школы № 2 имени А. С. Пушкина Рудольфа Ивановича Панченко.
Он шел рядом с нами по дороге жизни, и за такой подарок мы благодарны судьбе.


Рудольф Иванович был непререкаемым авторитетом, своего рода камертоном для учеников и педагогов. Во времена, когда он возглавлял школу № 2, мы были единой семьей. Педагоги, учителя, ученики – одна семья, один мир единомышленников. Учились вместе, выступали на одной сцене, пели общие песни. Вместе радовались и печалились. Потому и наши последние, пусть запоздалые, слова благодарности будут из разных городов от пушкинцев многих поколений своеобразным коллективным школьным прощанием. Так хочется, чтобы уход значимого для нас Человека вновь объединил всех в дружное пушкинское братство. Уходят пушкинцы, но не разрывайте круг, держитесь крепко за руки.
– Всем известно высказывание: “Человек приходит в этот мир один и уходит тоже один”. Ни в коей мере эти слова не относятся к Рудольфу Ивановичу. Рядом с ним всегда были родственники, любимая жена, коллеги, друзья, ученики – близкие люди. Его всегда выделяла средь других педагогов-руководителей душевная чуткость, тепло в сочетании с отеческой заботой, которую чувствовал каждый, переступая порог нашей школы.
– Он отличался порядочностью и добротой, уважительным отношением ко всем людям, независимо от возраста.
– Настоящий интеллигент с универсальным образованием. Первый выпуск математиков Новосибирского государственного университета.
– Он был глубоким, умным, ярким, талантливым и остроумным педагогом, таких, как он, нет и не предвидится.
– Время неумолимо. Уходит одно поколение, на смену идёт другое. Но уходят лучшие. И это больно.
– Когда нас покидают такие люди, невероятно тяжело, поскольку теряется нравственный ориентир.
– Уходит поколение XX века, уходит целая эпоха, это естественно, но это очень горько.
– Больно. Совсем уже никого не осталось, ушло достойнейшее поколение.
– Хочу, чтобы Рудольф Иванович, покинув земной мир, оставил нам хоть чуть-чуть своей интеллигентности, иронии и, главное, – мудрости.
– Он прожил свою жизнь достойно, оставив о себе добрую память.
– Нет больше горя, чем горечь утраты близкого по духу, дорогого сердцу человека...
– Светлая, добрая память сохранится в сердцах тех, кому посчастливилось встретиться с ним на дорогах жизни.
– К Рудольфу Ивановичу я всегда относилась с большим уважением и благодарностью. Он пригласил меня, маму двух маленьких девочек, когда я отчаянно искала работу, в свою школу. Не каждый руководитель осмелится на такое. Он всегда хотел помогать людям. Горжусь, что мне довелось работать с таким необыкновенным человеком, чувствовать его поддержку.
– Я никогда не забуду его доброе отношение ко мне и к моему сыну. Это дорогого стоит.
– Достойно прожил. Мудро избежал ошибок. Память о себе оставил добрую. Как говорится: “ничем не испортил некролог”.
– Был верен своей школе и пушкинским заветам до конца.
– Счастливы все люди, которые с ним работали. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия. Ему хочется подражать, но уже такого человека не будет рядом с нами, к сожалению.
– Сейчас не принято без “надобности” входить в кабинет директоров-начальников, но у нас в школе день начинался с того, что мы забегали к Рудольфу Ивановичу пожелать доброго дня. Двери его всегда были открыты, как и его душа. Он был отцом для учеников и учителей; рачительным хозяйственником. Всегда находил время выслушать, дать совет или решить проблему. Как он любил свою работу! Любил и уважал всех, кто был рядом. Легко шёл на любые перемены, обновления в нашей пушкинской школе.
А как давал уроки математики! У доски стоял дирижёр, и дети, зачарованные его математически выверенной “музыкой”, подчас не замечали звонка. Мой класс был влюблён в эти уроки, да и я сама не раз просила разрешения Рудольфа Ивановича побыть рядом с детьми на его уроках. Я благодарю судьбу за то, что работала с этим великим учителем.
– Для меня он великий. Его все уважали. Я на него смотрел, как на Бога.
– Заслуженный учитель
Р. И. Панченко, бесспорно, пользовался признанием и уважением коллег, любовью учеников. Он всегда был примером неиссякаемой работоспособности и энергии.
– Он был удивительно щедрым человеком. Всегда помнил, приходил, поздравлял, говорил какие-то добрые необходимые нам слова. К нему можно было всегда прибежать и выплакаться, выплеснуть что-то. Он неизменно терпеливо и участливо слушал и непременно помогал.
– Я благодарна судьбе, что была знакома с Рудольфом Ивановичем. Для меня это абсолютно родной человек. Это человек нашей школьной семьи, он – наш.
– Нам, пушкинцам, очень хотелось бы, чтобы школьные стены всегда хранили память об этом удивительном человеке.
– Он не только подмечал несовершенства мира, но и делал многое, чтобы их исправить, изменяя наш детский мир в сторону добра и красоты.
– Очень грустно осознавать, что от нас уходят такие хорошие люди. Рудольф Иванович был моим первым директором. Он всегда был строгим и справедливым, когда надо – хвалил, а когда надо – ругал. Мы его очень уважали, он для нас был пример человеческого достоинства.
Мы остаёмся в этом времени, а он ушел от нас без возможности вернуться. Ушел, не попрощавшись с нами, ушел в Вечность мирозданья... Нам без него теперь так одиноко и незащищенно.
– Для меня наш директор всегда оставался справедливым, честным, добрым, умным, творческим человеком. Человеком в настоящем смысле этого слова. У меня, его ученицы, остались самые тёплые и добрые воспоминания о нем. Он всегда мог понять и поддержать. Такого Учителя уважали все. Рудольф Иванович был не только директором, но и мудрым наставником, которому все доверяли, очень близким человеком. Мне очень жаль, что нашего Учителя теперь нет с нами в таком сложном, ожесточившемся мире. И мне очень тяжело от осознания, что это прощание НАВСЕГДА.
– Приношу глубокие соболезнования родным, друзьям и коллегам Рудольфа Ивановича Панченко. Его уход – невосполнимая утрата для всех нас.
– Вспоминаю Рудольфа Ивановича. Вот он уютно, по-домашнему шагает по коридору школы, за руку держит своего маленького внука и добродушно по-отечески отвечает на приветствия учеников, со многими останавливается, перекидывается фразами – и всё это по-доброму, душевно. А вот память подсовывает картинку: Рудольф Иванович в широких, украинских шароварах и рубашке-вышиванке вместе с нами: учителями, учениками, родителями на сцене, а мы водим вокруг хоровод под лихую песню. Или он в тельняшке на празднике открытия нового здания школы в образе капитана Врунгеля приветствует первоклассников. Рудольф Иванович не боялся появляться перед своими учениками в любом образе, это было интересно и только повышало его авторитет. Он умел душевно поговорить с любым учеником: и с разгильдяем, и с хорошистом, умел поддержать их в трудную для них минуту.
И вот пришла пора проститься с нашим отцом-директором.
Уходят сторожилы нашей школы, которые когда-то составляли её гордость. Остаётся память о них. Остаётся лишь память...
– Узнал о смерти Рудольфа Ивановича на сеансе связи далеко в тайге. Ощущение, будто ушел родной человек. Для меня это так. Сижу рыдаю.
Математика мне давалась с трудом. Но когда Рудольф Иванович вел урок, было интересно и просто. Он мог сложное объяснить так доступно, что самый замысловатый материал превращался в понятный даже мне. Случалось, наш директор бывал строг с провинившимися. Но никто не обижался, потому что строгость его была справедливой. Да и в его нарочито строгих глазах всегда пряталась искринка добра. Вспоминаю, и комок в горле. Невыносимо жаль прощаться.
– Соболезнования его семье, которую он любил самоотверженно и трепетно, стараясь взять на себя все невзгоды, оберегая родных. И несмотря на незаслуженную суровость судьбы к дорогим ему людям, любовь отца семейства будет беречь оставшихся и после ухода главы семьи в мир иной.
– А в нашей памяти он останется человеком, без которого невозможно представить себе не только школу имени Пушкина, но и жизнь каждого из нас, наши лучшие воспоминания и самые искренние эмоции. Эта потеря – горькая и невосполнимая. Скорбим вместе со всеми.
С благодарностью пушкинцы всех поколений.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...