Про Сашку помню до сих пор

Прочитал как-то о патриотическом воспитании молодёжи, и вспомнилось мне лето 1942 года. Тогда в школе, где я учился, преподавались уроки военного дела. Мы уже кое-чему научились, когда однажды нам со сверстниками приходят повестки прибыть в военкомат. Из деревень собрались ребята – все одногодки, но у детей колхозников, которые уже пошли работать, за плечами пять классов образования, а у детей производственников – шесть. Пятиклассников стали обучать на телеграфистов, а нас, шестиклассников, – на радистов, и тех, и других – по два месяца. Учиться было трудно, но интересно. Чтобы запомнить азбуку Морзе, складывали слова в ритмичные сочетания: "Дай, дай закурить", "На тебе" и другие.
В августе нам выдали удостоверения, многих сразу призвали на фронт. А после войны я учился в Иркутской школе авиамехаников. Подготовка там шла ускоренная, каждый день – по пять 90-минутных занятий. Изучали пикирующий бомбардировщик Пс-2. В полк по окончании школы прибыл уже осенью 1945-го и был назначен вторым механиком. Самолёт знал отлично, и после демобилизации первого механика занял его место – без второго, без моториста, один как перст. Никуда не денешься: служба. Приходишь на аэродром, обихаживаешь свой самолёт, чтоб чист был, исправен – всё до мелочей.

Когда началось расформирование частей, направили к нам в полк, в нашу эскадрилью нового телефониста. Сашка (не буду называть фамилию) быстро освоился в службе, хорошо выполнял работу, а позже сдал зачёт на авиамоториста. У него с войны было два ордена Красной Звезды, две медали и документы ещё к какой-то награде, которую он должен получить позже. За что ордена? Рассказал, что служил в роте связи. В отделении – он да две девушки. Как девчонкам справиться? Вот и приходилось, если обрыв провода, ползти самому, под обстрелом, чтобы побыстрей восстановить связь. Жалел девчонок. В такие минуты, говорил Сашка, о себе не думал, одно слово – надо. В блиндаж возвратишься – трясёт от напряжения, девушки рады – не рады: живой! За храбрость в бою и отмечен наградами.
Так и служил со мной Сашка в роте. Но служба – службой, а вот пристрастился мой напарник к картам. К демобилизации хотел, говорит, разбогатеть. Но вместо этого проигрался до нитки, в долг большой влез. Решил тогда доложить всё командованию, сдал и других игроков. Деньги Сашке вернули и быстро, но чтобы мести не было, сразу отправили из роты домой. Вот такой случай. До сих пор помню, как Сашку страсть к деньгам покалечила. А ведь какой храбрый на войне был! Как сложилась его жизнь после демобилизации, не знаю, больше с этим Сашкой не виделись.
А я ещё года три послужил и в 1952 году ушёл в запас. Но и сейчас уверен: надо, обязательно надо возрождать работу по патриотическому воспитанию допризывников. Чтобы достойными и честными людьми становились.
Александр Чумилин.
п. Горный.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...