Два брата

Мой дед по матери – Георгий Коломин – служил в Зее в магазинах Журбина, у Чурина в компании, что размахнулась от самых наших в то время еще диких мест до Хабаровска и Порт-Артура. Семья была большая: три дочери и четыре сына. Но вот беда – пришла война. 1941 год, июнь. Отец и мать провожают старшего из сыновей – Аркадия на фронт. В ту пору ему было 22 года.
До войны Аркадий Георгиевич работал токарем в Бомнаке. Как-то раз он с родителями плыл на лодке по Зее, мимо пролетала стая уток, Аркадий метко и быстро стрелял, отец с матерью в тот раз собрали много дичи. Умение метко стрелять пригодилось дяде на фронте. Но вначале, перед отправкой на фронт, дядю направили в учебную часть.
Напряженная учеба, скудное питание, непростые условия. Все стремились быстрее попасть на фронт. Аркадий вызвался добровольцем, и его направили на Ленинградский фронт в район Синявских болот. Бои здесь были жестокие, попытка наших войск без достаточной технической поддержки разорвать блокаду Ленинграда приводила к страшным потерям. Но и хорошо закрепившиеся на высотах немцы тоже несли потери. Сейчас на Синявских высотах самое большое в мире зарубежное немецкое кладбище – там похоронено 80 тысяч немецких солдат и офицеров. Там же, на Синявских высотах, похоронено 240 тысяч советских защитников Отечества.
Аркадий погиб и похоронен 26 августа 1943 года в братской могиле на станции Синяево.
На фронте он подружился с солдатом из своего артиллерийского расчета. Они договорились, что если кого-то из них убьют первым, другой напишет об этом родственникам погибшего. По весточкам друга, который долгое время писал родителям Аркадия, дядю убил снайпер.
Моя мама, Галина Коломина, с помощью Ленинградского военного комиссариата в 1987 году нашла братскую могилу, где похоронен ее брат Аркадий. Его фамилия значится на мемориальной плите. В 2014 году в Зее на площади Коммунаров на мемориальной доске была высечена надпись: «Коломин А.Г. – рядовой».
В марте 1943 года мой дедушка проводил на фронт второго сына – Юрия. Он попал на Японскую войну в разведку.
Однажды он повез секретный пакет, японцы заметили его, но дядя Юра сумел все-таки проскочить мимо и выполнил задание. Однако на обратном пути японцы стали догонять его, Юрий Георгиевич, отстреливаясь из автомата, задел свою лошадь. Японский солдат ранил Юрия в ногу, но тот по снегу, без лошади, пешком добрался до своей части.
Он не любил говорить о войне, но однажды мне сказал: «Я до сих пор помню, как застрелил первого японца… Он был молодым парнем…». И столько тоски и боли было в его глазах и голосе, что я больше никогда о войне не расспрашивала.


Для того чтобы попасть на фронт, дядя Юра воспользовался документами старшего брата, которого тоже звали Юрием и который умер еще в младенчестве. Таким образом Юрий Георгиевич добавил себе возраст и пошел добровольцем на войну.
Дядя Юра любил свой край, всю жизнь прожил в Дамбуках, а потом, перед затоплением ложа водохранилища Зейской ГЭС, перебрался вместе с другими дамбукинцами в Береговой. Умер Юрий Коломин в марте 1988 года.
Альбина СКУБОВСКАЯ.
Фото из архива автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...