Пусть будет жизнь достойна их усилий
Пусть будет жизнь достойна их усилий
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Андрей Дементьев.
Случаи, о которых я расскажу, проходили в разное время с разными учителями. К большому сожалению, этих педагогов уже давно нет в жизни, но память о них жива. Большинство из нас навсегда запомнили свою первую учительницу и тех, кто преподавал в средних и старших классах, – добрых, чутких, отзывчивых, кто учил «буквы разные писать», «вычитать и умножать», а позже – вычислять логарифмы. Тысячи мелочей вспоминаются из школьной жизни, некоторые грустные, но большинство – смешные, «прикольные», говоря языком современных подростков.

Ядвига Гулевич, учитель химии школы № 1, – «гроза» нерадивых учеников. Ядю (так Ядвигу Иосифовну называли и коллеги, и ученики, и их родители) побаивались. Как-то бегу по переулку Пушкина, вижу – по тротуару на противоположной стороне спешит Ядвига Иосифовна. Втягиваю голову в плечи, чтобы не услышать жалобу на сына. Нет же! На бегу, не замедляя шага, громко произносит: «Кислоты! Соли! Основания»!». Я сразу поняла, о чём речь: мне, маме девятиклассника, надо проследить, чтобы он всё это выучил. Назавтра довольный сын принёс по химии «пять». А получить у этого учителя «пять» – это надо было иметь, что называется, семь пядей во лбу. Через некоторое время, уже будучи студентом-медиком, он признался, что в группе по “химиям” он один из самых сильных. «Не зря нас Ядя по своему предмету жуть как гоняла!», – сказал сын.

Василий Попов преподавал математику в школе № 3. Участник войны, остроумный, умевший найти подход к любому школьному сорванцу. Известно, что бесконечные инновации, технические средства, тестовые методы обучения давно стали насаждаться в школах. Чиновники от образования часто забывают слова великих русских педагогов – Ушинского, Писарева и других – о том, что не все инновации в школе приносят пользу, порой могут только навредить. Умные учителя знали, что если их и внедрять, то с большой осторожностью. Гороно, где я работала в то время инспектором, проверял школу № 3. И мне пришлось оценивать работу математика Попова. Урок в восьмом классе. Никаких ТСО, интерактивной доски и прочих новинок того времени. В руках учителя – только мел, перед учениками – тетради. Чётко, немногословно объяснил Василий Иванович способы решения квадратных уравнений. В процессе закрепления ученики выходили к доске и решали – кто с недочётами, кто без замечаний. В конце урока учитель раздал каждому по уравнению и большинство получили «4» и «5». Просто и доступно. Помню, что Василий Попов часто критиковал тесты, а применение ТСО считал оправданным лишь тогда, когда они необходимы, а не как дань моде. Иногда его называли ретроградом, но он совершенно не обижался, убеждая своим опытом, что иногда ретро лучше, чем липовое новаторство. Вспоминая этого удивительного человека, я и сейчас говорю ему: «Браво!».
Об Эрне Лакстигал написано много. Расскажу один случай. В 1980 году Министерство культуры СССР объявило слёт владельцев личных библиотек. Выбирать кандидатуру из Зеи для поездки в село Константиново Рязанской области (родина Сергея Есенина) долго не пришлось. Кто же ещё, как не Эрна Петровна, страстный пропагандист поэзии, книги из библиотеки которой пол-Зеи читают? Сергей Есенин – её любимый поэт. Сказано – сделано. Выступила Эрна Петровна в Рязани блестяще, а вот на обратном пути несколько дней пришлось провести в московском аэропорту: из-за непогоды самолёты на восток отменяли. Друзья дома переживали, а она успокаивала всех телеграммами: «Отъедаюсь сардельками» (тогда в Зее их не продавали) или «Обзавожусь новыми знакомыми». И никакой хандры.
Далёкие пятидесятые годы. На урок в десятый класс входит учительница литературы Мария Горбачёва, раздаёт тетради с сочинениями по шолоховской «Поднятой целине» и смеётся. «Руденко, ты читал роман?» – обращается к одному из учеников. «Читал», – отвечает тот. «Так что же Кондрата Майданникова всё время Мандратом Кайданниковым величаешь? И ведь ни разу не ошибся!». По-доброму посмеявшись вместе с нами, она успокоила расстроенного Витьку Руденко, заметив, что сочинение написано хорошо, и поставила ему «четыре».

Елена Волынец, заслуженная учительница РФ, оставила о себе в Зее самую светлую память. Работала она в разных школах. Однажды при встрече она спрашивает меня: «Что ребята говорят обо мне и моих уроках?» (она начала преподавать в школе, где учился мой сын). Я стесняюсь сказать, но всё же осмеливаюсь: «Она, говорят, не зануда». Елена так обрадовалась, обняла меня и говорит: «Лучшего комплимента мне ещё не говорили!».
Вот такими они были, наши учителя. Загруженные по макушку, с небольшими зарплатами учили они наших детей уму-разуму. И сейчас учителя в нашей стране учат не хуже, это признают во всём мире. А ещё, как и раньше, умеют пошутить и посмеяться.
Галина Колесова,
ветеран педагогического труда.
Фото из архива “ЗВ”.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...