Партизанская война

25 октября (7 ноября) 1917 г. в результате вооружённого восстания в Петрограде было свергнуто Временное правительство и власть перешла к Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов. Вслед за победой в столице начался переход власти в руки Советов по всей стране.
На территории Амурской области этот процесс происходил поэтапно. Так, в Благовещенске это случилось 4 января 1918 года, а в Зейском горном округе – 13 февраля. Председателем Зейского Совета стал Георгий Боровинский, а его заместителем назначили Фёдора Кошелева. В народе этот Совет стали называть «Зейской республикой».
На золотопромышленников и торговцев, прятавших продовольствие и товары, был наложен штраф в размере 250 тысяч рублей. Уже в марте Совет национализировал крупные предприятия города и прииски горного округа. Та же участь постигла и магазин Ивана Чурина.
На IV областном съезде крестьянских депутатов, состоявшемся 25 февраля, была принята резолюция о полном переходе власти на территории Амурской области в руки Советов.
В начале марта уполномоченный особой японской миссии предъявил войсковому правлению Амурского казачьего войска требование, чтобы казаки уничтожили советскую власть в Приамурье. При этом заявил, что в противном случае это сделают японцы. Это уже была прямая угроза интервенции.
5 апреля во Владивостоке высадился японский военный десант. В это же время из Маньчжурии в Забайкалье вторгся белогвардейский отряд атамана Семёнова. А в конце мая мятеж подняли чехословацкие корпуса, которые везли эшелонами через Сибирь во Владивосток для отправки на родину. Таким образом, весь Дальний Восток оказался отрезанным от центральной части России.
К осени 1918 года Советская власть на Дальнем Востоке была подавлена вооружёнными силами Англии, Франции, США и Японии.
В Амурскую область двинулись японские войска, и 18 сентября 1918 года ими был взят Благовещенск, на следующий день – Свободный, а затем и Зея. Таким образом, уже к концу сентября интервенты захватили в свои руки главные экономические районы, железную дорогу, речной флот, средства связи и прииски.
Ещё в конце августа Амурский облисполком вынес решение перейти к партизанской войне. Для воинских формирований и советских работников, отступавших из Сибири, Забайкалья и Приморья, в районе Дамбуков, Бомнака и прииска Владимировского (ныне посёлок Кировский) были созданы партизанские базы. Туда завозили продовольствие, оружие, обмундирование и медикаменты. Отступающих в тайгу красногвардейцев Зейский исполком снабжал продовольствием и деньгами, выдавал бойцам и командирам паспорта дореволюционного периода.
20 сентября состоялось последнее заседание Зейского исполкома, на котором его председатель Георгий Боровинский зачитал обращение к трудящимся округа с призывом объединиться для защиты власти трудящихся. В тот же день все члены исполкома ушли в тайгу, а рано утром 21 сентября в Зею вместе с черняевскими казаками вошли японцы.
Грабежи, насилие и расстрелы сопровождали каждый шаг интервентов. Без следствия и суда казнили всех сочувствующих советской власти. Так, на Золотой Горе японцы арестовали несколько десятков рабочих и троих из них зарубили шашками, в Дамбуках интервенты расстреляли 14 человек, а на прииске Владимировском – 17. Несколько жителей Сиана, оказывающих помощь партизанам, были утоплены в проруби. В бою под Амуро-Балтийском погиб Матвей Татарчаков из Овсянки.
Партизанским движением была охвачена вся Амурская область, и создались благоприятные условия для её освобождения. В такой ситуации 4 февраля японское командование объявило о своём нейтралитете, а уже 6 февраля в Благовещенске было объявлено о восстановлении советской власти.
Перед уходом с зейской земли японцы в Овсянке сложили на площади ящики с продуктами, мешки с рисом и объявили жителям, что будут всё это раздавать. Когда на площади собрались люди, японцы погрузили рис на подводы, вывезли на берег Зеи и высыпали всё в воду. Другие продукты они сжигали на костре.
Фёдору Кошелеву стало известно об уходе японцев и о том, что они вывозят с собой оружие и золото, принадлежащее городской казне. Чтобы воспрепятствовать вывозу награбленного, партизаны в районе села Заречная-на-Уркане встретили японский обоз. Начались длительные переговоры. После того как из Благовещенска поступили указания решить вопрос мирным путём, потребовалось время для того, чтобы убедить интервентов сдать золото и награбленное имущество. В конце концов стороны пришли к мирному соглашению: японцы возвратили в банк золото, а рис и консервы пошли на оплату крестьянам за провоз на лошадях до железнодорожной станции.
Утром 22 февраля 1920 года партизанский отряд, возглавляемый Фёдором Кошелевым, торжественно вошёл в Зею.
В память партизанам возле моста через Уркан установлен обелиск, на котором написано: «Павшим партизанам отряда Кошелева». А в Зее, на площади Коммунаров, – братская могила, в которой похоронено 53 красногвардейца. Имена 43 из них не установлены.
Виктор Романцов,
председатель Зейского горрайсовета ветеранов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...