Тётя Аня
Моя тётя Аня родилась в Белоруссии. Когда началась Великая Отечественная война, ей было лет десять, а потому она хорошо помнит, как над деревней летели самолёты: гул, взрывы, а дома одни дети, взрослые в поле. Она схватила маленького брата на руки и с другими детьми побежала в поле к матери. Уже подбегала и видела людей, которые махали руками и кричали: «Ложитесь!». Над ними низко летел самолёт и расстреливал бегущих детей. Их с малышом не задело.
Потом вспоминала холод (жили в землянках), постоянный голод, травмы, обморожения, болезни…
Войну пережили, но легче не стало: много работали, питались в основном овощами. Старшая сестра работала в овощеводческой бригаде. На обед в поле варили свёклу, и так вкусно пахло, что к ним сбегались детишки со всей деревни.
Взрослые и дети ходили в одном рванье. Однажды соседка съездила в гости к дочери, которая жила в городе, а вернулась в добротном, почти не ношеном пальто. Правда на голове старый платок, а на ногах – всё те же худые сапоги, подвязанные верёвкой. Завидовала соседке вся деревня. Ходили смотреть на обновку, а она похвасталась, что ходили с дочерью на городскую свалку и нашли мешок с одеждой. Пальто она взяла себе, а остальное забрала дочь.
С того случая у детей сформировалось представление о богатом и сытом городе, куда всем хотелось попасть.
С фронта пришло письмо. Отец писал, что их эшелон с западного фронта пройдёт через ближайшую от деревни станцию. Тётя Аня с матерью отправились на встречу. Встреча была короткой, но отец успел передать трофейные вещи и, главное, швейную машинку. И вот она, шестнадцатилетняя девчонка, тащила на себе около 30 километров эту тяжеленную машинку, сломала ключицу, но по сравнению с таким огромным богатством это казалось мелочью.
Вернулся отец с фронта. Много работал, но жить легче не стало. К тому же он завёл вторую семью, попивал и бил мать, да и Ане доставалось. Потому-то, как только представилась возможность, она уехала в город. Устроилась на стройку разнорабочей, жила в общежитии-бараке. В 17 лет надорвалась, но в молодости болячки заживают быстро и незаметно.
Замуж вышла за такого же деревенского парня из голодной разорённой белорусской деревни. Потом завербовались на Дальний Восток. На окраине Зеи построили себе домик, родили и вырастили детей. Вместе прожили более полувека. В начале двухтысячных умер муж.
А тётя Аня, согнутая пополам (следствие полученных в молодости травм), до конца своих дней была очень подвижна, приветлива и говорлива. Постоянно была занята: на огороде, во дворе, пасла коз, косила им траву, а потом возила на тележке огромные набитые травой мешки. Она так и не научилась отдыхать, а её неугомонную натуру не сломили ни война, ни болезни, ни голод. Наверное, на таких незаметных людях и держится Россия.
Елена Мищенко.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...