Вечность существует

Многие из тех, кто родился в Зее, близлежащих селах или прожившие в этих краях много лет, наверняка еще не посетили одно из завораживающих и хранящих древние тайны мест в Зейском округе – Арбинскую писаницу. Добраться до неё проще зимой, а летом надо преодолеть более десяти километров таежного пути.
Напомним: писаницы – это древние памятники наскального искусства с рисунками и надписями (петроглифами).


В Амурской области Арбинскую ученые называют одной из самых больших писаниц. Её открыли в 1967 году, а описали в 70-е годы советские археологи и писатели Алексей Окладников и Анатолий Мазин.
На скале высотой в 30 метров и простирающейся на 120 метров в длину – рисунки, нанесенные на плитчатую поверхность красной охрой. Некоторым изображениям более трех тысяч лет!
Но все по порядку. Эта археологическая находка расположена в 17 км выше устья притока Уркана – на левом берегу р. Арби.
Как-то летом, в одной из командировок по заданию редакции, мне пришлось испытать нрав этой бурной речки. Пороги, перекаты, коварное течение, буруны, в общем, плыть по такой воде на лодке может отважиться только смелый человек, да еще туристы, которые идут на сплав по самым непокорным рекам. Мужчины любят Арби за то, что здесь можно славно порыбачить, ведь сюда летом заходят хариус, ленок, таймень. Это небольшое отступление. В общем, прорваться до скалы летом практически невозможно – дороги нет, а по тайге нужно прошагать порядка 14 км. А если ты экстремал, любишь ночевку в палатке и прочие туристские прелести, то – вперед!
Но мы отправились туда зимой. Из Зеи нужно доехать до Ивановки (лучше на автомобиле высокой проходимости). Затем по зимнику километров шесть проехать до съезда на р. Арби, а потом примерно столько же – вверх по течению. В феврале, кстати, когда наши две машины пробирались к этому месту, кое-где на льду уже появилась верховодка. Но иногда организму полезно получить немного адреналина, тем более водитель Михаил Московкин не проявлял ни капельки беспокойства, что вселяло уверенность. А Алексей Разломенко развлекал своими полевыми геодезическими байками.
Открывшаяся издалека панорама сразу заворожила. Два берега разделяет островок, а на левобережье – то самое историческое место, куда в последние годы устремляются сотни туристов.
Сама скала уходит отвесной стеной в реку. На высоте примерно трех метров от уреза воды есть небольшая площадка шириной в четыре человеческие ступни. Поэтому вдоль отвесной стенки прогуляться можно. Но очень осторожно. С двух сторон скалистого обрыва туристы протоптали дорожки, уходящие вверх. По ним попадаешь на самую высокую точку, откуда открывается панорамный вид на противоположный берег. А вот петроглифы разглядывать, наклонившись вниз, – страшновато, да и небезопасно, хотя Ирина Ломако попыталась это сделать.
Кстати, все те же Алексей Окладников и Анатолий Мазин издали монографию с подробным описанием исторического памятника «Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья», а Анатолий Мазин написал книгу «Таежные писаницы Приамурья».
Прежде чем посетить такое место, стоило познакомиться с ним заочно. Благодаря трудам археологов мы узнаем, что первые рисунки на скале наши предки нанесли в первом тысячелетии до нашей эры – в эпоху неолита. Ученые установили, что возраст Арбинской писаницы – около трех тысяч лет.
И когда ты это осознаешь, глядя на скалу снизу вверх, приходит мысль: а ведь это послание из прошлого – длиною в несколько тысячелетий. Самому разглядеть и определить точно, что это за изображение, – сложновато. Но когда уже есть расшифровка, то начинаешь понимать – вот фигура человека, а вот – животного. Как говорят специалисты, на писанице главными персонажами являются антропоморфные фигурки (мифические создания, наделенные человеческими качествами), зооморфные (люди, наделенные качествами животных), ну и, конечно, человечки – воины, шаманы, охотники. Исследователи насчитали 27 плоскостей. На каждой представлены сцены из жизни древних людей. И есть даже фигуры, похожие на крокодилов. Ученые сами понять не могут, как могли древние люди в те времена здесь видеть крокодилов, поэтому предполагают, что это мифические существа. Но ведь их надо было придумать как-то. И это загадка. К тому же исследователи говорят, что рисунки на скалу нанесены не одномоментно, а в разные эпохи.
Изучение памятника археологи вели долгие годы. При раскопках, под скалой, был обнаружен жертвенник – место, где люди оставляют подношение духам. Здесь нашлись плитки с рисунками, кости лося, латные железные пластины, кремниевые бусины, халцедоновые отщепы, костяные и железные наконечники стрел, бронзовая пуговица, фрагменты керамики. Этот материал, а также найденная китайская монета времени Ван Мана (ок. 14 г.н.э.), дали основание датировать памятник эпохами раннего железного века и средневековья. Но как святилище это место, судя по находкам (берданочные пули, стеклянные бусы и т.п.), люди почитали вплоть до начала ХХ в.
Каждый из моих спутников счел нужным подняться на скалу, ведь не зря же мы преодолели такой путь. Сейчас на небольшой площадке также образовался современный жертвенник. Люди оставляют в углублении монеты, игрушки, какие-то другие мелкие предметы. На кустарнике, который изо всех сил цепляется за скалистую поверхность, – висят ленточки. Наверное, привязывая их, народ загадывает желание. Все это, потрепанное ветрами, политое дождями и выцветшее под солнцем, создает не очень опрятный вид. Валяются на узкой тропе и какие-то пакетики, бумажки. Наверное, все-таки туроператоры, приводящие сюда группы туристов, должны следить за тем, чтобы такого безобразия не оставалось после их посещения. Да и одиночным путешественникам следует не забывать о том, что после них сюда тоже придут люди. Ну а самое кощунственное – это то, что поверх вековых рисунков кто-то умудрился черным маркером сделать надписи. Он что, руководствовался первобытным инстинктом, когда выписывал буквы поверх исторических рисунков?
Наша компания дружно обследовала окрестности, полюбовалась природой, сделала восхождение на 30-метровую отвесную глыбу. А на прощание отдала дань уважения этому сакральному месту. Одна из спутниц – Татьяна Игнатечева, любительница путешествий по белу свету, из поездки в Таиланд привезла тибетскую поющую чашу, а из Бурятии – глюкофон. Чаша – чудо-инструмент, при прикосновении к которому палочки-стика появляется завораживающий звук. В его сопровождении хорошо медитировать или просто расслабиться. Каждый из нас попытался извлечь мелодию, ласкающую слух. А потом, лежа на прозрачном льду, мы овладевали навыками игры на глюкофоне. Эхом по долине Арби несся нежный звон колокольчиков в сопровождении арфы – так дивно звучит этот инструмент, когда к нему прикасаются маленькие барабанные палочки.
Смогу ли приехать сюда еще раз, неизвестно. Но знаю одно – такие места навевают разные воспоминания, заставляют задуматься о бытии и понять, что вечность существует.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...