Город на свалке

Однажды, примерно лет 20 назад (когда газете было еще под 90 лет, в этом году – 110), мне в отсутствие главного редактора пришлось побывать на общегородской планерке, которую вел глава городской администрации Анатолий Корыткин. Тогда планерки проходили еженедельно при полном актовом зале – столько собиралось руководителей предприятий, учреждений, организаций. Если Анатолий Александрович отсутствовал, совещание вел его зам. Но планерки не пропускались – это очень дисциплинировало. Руководители отчитывались о проделанной за неделю работе, планах на предстоящую. Тут же решали, кто, кому, как и чем может помочь, если возникли проблемы. Все были на виду.
На той планерке обсуждали прошедший субботник, о проблемах которого написал «Зейский вестник» прямо на первой полосе. Досталось на совещании всем руководителям, кто халатно отнесся к уборке города.
Глава жестко говорил, что чистота в Зее – это показатель чистоты общегородского «лица». Но… лицо газеты – это первая полоса. А мы материал о мусоре поставили на первой странице.
Как же тогда было стыдно. При воспоминании о той планерке готова и сейчас сквозь землю провалиться. Но времена изменились, теперь хлам спокойно лежит на улицах города, а «мусорная» тема не сходит с газетных полос.
С Октябрьской, Школьного, Верхнезейского, Забайкальского, Белоусова, Гоголя, Серова и других улиц, переулков Зеи звонят жители, рассказывая о свалках под окнами их домов. Благодатное летнее время идет, мусорная проблема «не рассасывается». Горожане ждали конкретных действий на всех ступенях власти: в Зее, правительстве и министерствах области.
Ежедневно чиновников мы видим на концертах, форумах, спартакиадах. Речи начальников – блестящие: мы – великая держава, мы можем многое, мы должны сплотиться, мы гордимся своими людьми. Это все слова, а решить одну зейскую проблему не можем. Когда уже руководители договорятся и ситуация с помойками решится?
Если проблему нельзя решить на местном уровне (скажем, из-за пробелов в законодательстве, нехватке специалистов, знаний или настойчивости в характере), то руководство города (глава, три зама, председатель и заместитель городского Совета, депутаты) должны по очереди дежурить днем и ночью в приемных правительства и министерств Приамурья, стоять на коленях, умолять, доказывать, убеждать, но добиться изменения ситуации. Зея должна (как в былые времена) стать самым зеленым и чистым городом в Амурской области, считают читатели «Зейских вестей сегодня».

В дверь корреспондентов скромно постучал мужчина: «Я Александр Чипен с Октябрьской, 47. Не знаю, куда обратиться. После весеннего субботника возле контейнерной площадки осталась груда мусора, ее никто не вывозит. Находится куча прямо напротив окон нашего дома. Недавно ко мне приезжала сестра из Чечни. Живет она в поселке городского типа, чистота там идеальная. Никто не позволяет себе что-либо оставить за забором дома: ни старую технику, ни мусор, ни строительный материал. Мне так было стыдно перед сестрой, я попросил ее никому не рассказывать, что творится в Зее. Скоро к нам опять приедут гости, так неловко за бардак», – вздохнул наш подписчик.
Да, Александр Васильевич, настоящий кринж. Новое слово недавно услышала от подростков, спросила ребят: что значит. На молодежном сленге это нечто вроде позора, отвращения, испанского стыда – «когда сделал кто-то, а стыдно тебе». В самую точку.
Телефонный звонок со Школьного, 104 показался странным. Выезжаем на место, чтобы разобраться. Оказывается, там возле дома тоже куча-мала из сухих веток. А странность заключается в том, как рассказали жильцы дома, что одна из соседок, не смирившись с мусорной кучей в людном месте, стала перетаскивать ветки в небольшой парк возле дома. Дескать: с глаз – долой, из сердца – вон. Так, по-своему, старушка хотела разрешить мусорную проблему.
Чуть позже в редакцию прислали видео, снятое в пер. Верхнезейском (смотрите в соцсетях «ЗВС»). На нем – гряда всевозможных крупногабаритных отходов. У Надежды в этом переулке дом родителей. Девушке обидно, почему ее родные должны жить на свалке? Рядом с помойкой, помимо жилых домов, – магазины, сквер Памяти, берег Зеи. «Полюбовались» складом всевозможных отходов и мы, его длина на тот момент была ровно в 100 шагов, а мусор из контейнеров разлетается дальше по всей округе. (Пока материал готовился к печати, эту гряду мусора убрали.)
После публикации в «ЗВС» (№ 45 от 9 июня) материала «О нарастающей проблеме знали все, но…», где мы рассказали об ответах минприроды, городской и районной администраций на вопросы о нашей проблеме, отсутствии мусорного полигона, жительница Зеи Надежда Пантелеева недоумевает: «Мне так и не понятна позиция прокуратуры, Роспотребнадзора в связи с мусорным коллапсом. Два месяца мусор накапливается по периметру города, находится под стенами домов, сейчас все это начинает гнить. В грунтовые воды будут просачиваться органические, химические материалы. А наш город пьет воду из домашних скважин, которые пробиты на глубину 6–7 метров, готовит из этой воды пищу. Мы знаем, как Зея последнее время плавает, поднимаются грунтовые воды, значит, все отходы проникнут в землю, и мы эту воду будем пить.
Почему молчат Роспотребнадзор, прокуратура? Неужели, проезжая мимо мусорных площадок, они не видят, что творится? Контрольные структуры должны же что-то делать. Администрация города спит: в прошлом году озвучили эту проблему, но ничего не решили. А почему молчит глава города и не говорит о своей позиции? Представители аэропорта озвучили свое мнение, свалка угрожает движению воздушных судов. А что за это время сделала администрация города? В этом году в городе так все красиво цветет, а вокруг мусор. Хотя не на всех контейнерных площадках завалы, значит, куда-то мусор увозят. А в нашем переулке за пл. Коммунаров, рядом с братской могилой земляков, с двадцатых чисел апреля ничего не очищается вокруг контейнерной площадки. Мусор скоро начнет вываливаться на дорогу, и к дому сложно будет подойти».


На пересечении ул. Гоголя – пер. Серова – та же картина. Опять – кринж, душа скукоживается от позора… Свалка – прямо напротив скульптуры украинской бабушки Ани, ставшей символом борьбы с фашизмом, которую смастерила Анна Долотова, жена бойца спецоперации, внучка участника Великой Отечественной войны.
Япония, которую мы победили в 1945-м, из-за нехватки территорий строит города на переработанном мусоре, отвоевывая пространство у моря. Мы же со своим безответственным отношением к огромным землям утопаем в мусоре. А всего-то и надо – создать мусорный полигон. И, как сказал один из подписчиков «Зейских вестей сегодня», тем людям, которые самостоятельно везут мусор не в лес, не на площадку крупногабаритных отходов, а на узаконенный полигон, нужно доплачивать. По принципу приема металлолома.
Инна Смирнова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...