Двадцать дней без воды

– А сельсовет у нас всё ещё в школе, – остановила меня на пути к калитке во двор здания сельской администрации пожилая женщина. – И главы тоже нет. В Зею уехала на совещание.
Похоже, что в Ивановке все всё знают обо всех, а о перемещениях главы – особенно. Ну, почти как в старой песне о деревне, где “ни сойтись-разойтись, ни посвататься в стороне от придирчивых глаз”. К нам подходят ещё жительницы села, и на улице, под пока ещё ласковым сентябрьским солнышком, завязывается неспешная беседа.
Мне нравится беседовать с пожилыми людьми. У них жизненный опыт, наблюдательность, а их характеристики односельчан, особенно тех, что оказались в числе руководства, порой просто убийственны. Скажут, как припечатают. Но о главе сельсовета Елене Носенко здесь отзываются уважительно. Знают Елену Витальевну не один год, а потому оценку её работе дают по справедливости. Понятно, что не осталась без внимания её деятельность по восстановлению села после налетевшего в середине июля урагана.
– Деревья поломало, заборы повалило, крыши повредило, – вспоминают собеседницы. – Только немножко успели что-то восстановить, а тут потоп. Все напасти на нас свалились разом...
Женщины перечисляют все сельские проблемы, но чаще всего возвращаются к разговору о погибших огородах. В Ивановке нет ни одной усадьбы, где бы сохранилось хоть что-то из посаженного весной. Ясно, что тема заготовки овощей на зиму – самая животрепещущая.
– Лукашенко обещал привезти, – авторитетно заявляет одна из них. – В Беларуси картошка уродилась. Нам привезут оттуда. А ещё с Алтая.
Односельчанки согласно кивают головами. Судя по всему, тема эта обсуждалась не единожды и такое решение продовольственного вопроса сомнений не вызывает. Слегка непривычно и то, что действия властей всех уровней здесь особо не критикуют. Понимают, что кому-то пришлось гораздо хуже, а потому им-то и нужно помочь в первую очередь. Сильно сочувствуют жителям городов и сёл нижнего Амура.
– А потопы как пережили?
– Да кто как. Кто-то уехал, кто-то остался. Вон те улицы, в начале деревни, больше всех затопило. Но и из тех домов не все уехали. Сейчас каждый к зиме готовится. А как готовиться, если под домами сырость и в подпольях вода...
– А зачем тебе подполье? – перебивает односельчанка. – Чего ты туда сыпать будешь?
Сейчас в Ивановке находится группа курсантов из Тулы. Будущие полковники и генералы МЧС восстанавливают заборы, помогают убирать захламлённые территории, откачивали воду из подвальных помещений школы...
В школьном фойе столы, на которых груда самой разнообразной одежды, гора тюков, картонные коробки...
– Гуманитарная помощь, – объясняют ожидающие очереди у одной из дверей люди. – А то, что на столах, – может каждый подходить и выбирать, что приглянется.
Несмотря на экстремальную ситуацию, которую пережило село, а школа почти полтора месяца исполняла роль “Ноева ковчега”, учебный год начался вовремя. Как оказалось, здесь здорово помогло то, что руководство учебного заведения почти сразу же после окончания учебного года приступило к ремонту. Покраска и побелка были почти завершены и оставалась самая малость, когда школа в срочном порядке превратилась в эвакопункт. В общем, когда “великое переселение народов” завершилось, а до начала нового учебного года оставались считанные дни, нужно было лишь где-то что-то докрасить, прибить, привинтить и школа была готова принять учеников.



Здание выполнено в сейсмоустойчивом варианте, и высокие грунтовые воды, затопившие подвал, внешне никак не повлияли на его состояние. Внимательный осмотр не выявил ни трещин в стенах, ни усадки фундамента, хотя для того, чтобы сделать окончательный вывод, нужно пережить зиму. Правда сейчас необходимо восстанавливать просевшие отмостки, но это всё же не капитальный ремонт.
Несмотря на то что школьное здание находится на относительной возвышенности и не было затоплено, вода всё же сделала своё чёрное дело. Оказалась заиленной система канализации, нарушена система водоснабжения и выведена из строя установка по обеззараживанию воды. Всё это уже промыто, прокачено, исправлено и теперь нормально функционирует. Сейчас на очереди ремонт разрушенного водой забора. Но уже начали завозить доски и профлист для возведения нового ограждения и, как считает директор школы, восстановление не займёт слишком много времени.
В школе обучается 98 детей, а на линейке, посвящённой Дню знаний, присутствовало 23 ученика. Остальные отправились в оздоровительные лагеря и пробудут там до конца месяца. За это время, надеются взрослые, им удастся привести в относительный порядок жильё, а в школе – устранить мелкие недоделки.
До начала отопительного сезона остаётся около двух недель и сейчас к запуску готовится котельное оборудование. Во время потопа вода залила всё помещение котельной на уровень примерно 40 сантиметров. То, что можно было поднять повыше, подняли, но демонтировать всё оборудование было просто невозможно. Под водой оказались электродвигатели насосов. Когда вода ушла, их пришлось снимать, перебирать и снова устанавливать. Сейчас котельная к работе практически готова. Недавно завезли первую партию угля. Правда оказался он с местных месторождений.
– И где только его нашли, – удивляется персонал. – Вроде говорили, что райчихинские разрезы затопило. Мы-то надеялись, что нам привезут топливо из Читы или Красноярска.
Несмотря на проблемные участки дороги, автобусное сообщение с Ивановкой уже налажено. Пока погода позволяет, продолжается подсыпка полотна дороги, соединяющей село с автотрассой Зея – Тыгда. Самосвалами завозится грунт, а затем начнётся работа грейдеров.
А ещё в селе с 3 сентября появилась устойчивая сотовая связь, и это пока что самая приятная новость.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...