Невидимые миру слёзы
Грунтовые воды
Внешне видимые последствия паводка: затопленные дома и усадьбы, поваленные заборы, разрушенные мосты и перемытые дороги – это далеко не всё, что принесла нам большая вода. Значительный урон потерпели и те, чьи дома оказались вне зоны затопления. К ним беда подкралась снизу в виде грунтовых вод, которые затопили подвалы и подполья и из-за которых на корню сгнил урожай картофеля и корнеплодов.
На страницах “ЗВ” мы не раз рассказывали о жителях населённых пунктов района, которые пострадали от затопления, но, как оказывается, немало таких людей и в городе. Речь даже не о тех, кто проживает на ставших почти нарицательными улицах Набережной или Портовой, в переулке Кошелева. География домов с затопленными подпольями значительно шире. От грунтовых вод страдают жители переулков Боровинского, Пушкина, Школьного, улиц Ленина, Мухина, Толстого, Коммунальной, Рабочей, Уткина... И это далеко не весь перечень. Наверняка улиц и переулков, на которых расположены дома с полными подпольями воды, значительно больше.
Осенний день год кормит, и люди, дождавшись погожих дней, приступили к уборке того, что ещё не успело пропасть от переизбытка влаги. Часть урожая удастся спасти, но где хранить спасённое? Откачивать воду из подвалов? Но при высоком уровне грунтовых вод – это пустая затея. Пусть даже кому-то и удалось избавиться от воды, но заложить во влажное хранилище тот же картофель, который из-за затяжных дождей далёк от требуемых кондиций, – заведомо сгноить выращенное.
Несмотря на заявления скептиков о всеобщем падении нравственности, люди у нас совестливые и способны на сопереживания. В редакцию “ЗВ” время от времени обращаются те, кто страдает от грунтовых вод, и все как один признаются, что очень стесняются с такими пустяшными проблемами обращаться за советом или помощью. По их мнению, есть те, кто действительно находится в значительно более тяжёлом положении.
За помощью обращаться в любом случае
Но, как пояснил глава городской администрации Вячеслав Сорочук, подобные опасения безосновательны и в муниципалитете очень серьёзно относятся к этой проблеме. Обращаться за помощью нужно обязательно, считает Вячеслав Иванович, и в любом случае будет решаться вопрос об оказании помощи или компенсации причинённого вреда. Комплекс мер или размеры материальной помощи будут определяться после обследования состояния строения и повреждений, которые наступили в результате паводка.
В город доставлено несколько тепловых пушек, с помощью которых можно осушить промокшие хранилища. Предоставляться они будут всем пострадавшим по заявкам. Естественно, что управлять агрегатом будет специалист, а не хозяин усадьбы. Тепловые пушки – довольно энергоёмкие установки, и, прежде чем стены погреба будут просушены, электросчётчик владельца “намотает” немало киловатт. Чтобы не разорить и без того пострадавших людей, губернатор распорядился установить для таких ситуаций льготный тариф на электроэнергию.
Но понятно, что не будет никакого смысла тратить усилия и электроэнергию на осушку, если не будет устранена главная причина – высокие грунтовые воды. Они же, как известно, напрямую зависят от уровня воды в Зее. Сохраняться он будет до тех пор, пока осуществляется попуск через водосливную часть плотины и агрегаты станции в объёмах, превышающих четыре тысячи кубометров воды в секунду. Если водосброс в таких объёмах продолжится до наступления периода низких температур, то у владельцев затопленных подвалов и подполий нет шансов на то, чтобы высушить их и сохранить собранный урожай.
В администрации города понимают и эту проблему, а потому сейчас обсуждается вопрос о приостановлении водосбросов где-то после 17 сентября. По одному из предложенных вариантов после этой даты водосброс будет в тех объёмах, которые поступят в водохранилище. На сегодняшний день это около одной тысячи кубометров в секунду.
в “зоне риска”
Чрезвычайно болезненным остаётся вопрос оказания материальной помощи тем, кто проживает в домах, возведённых в своё время в зоне затопления. Как известно, в 2007 году владельцы этих домов получили жилищные сертификаты и, по логике вещей, оставленные ими дома должны были быть снесены. Сделано этого не было. Более того, на руках у владельцев остались документы, подтверждающие их право собственности на аварийное жильё. Это давало им основания совершать все юридические сделки с недвижимостью: продавать, дарить, наследовать...
Понятно, что дважды в одну воду войти нельзя и те, кто уже получил жилищный сертификат, но продолжает жить на прежнем месте, не может рассчитывать на получение ещё одного сертификата. Но при любом раскладе он является пострадавшим от паводка, а значит, вправе рассчитывать на помощь государства. Но есть и те, кто купил дома или квартиры, располагающиеся в зоне затопления. Кто-то, может быть, не знал о грозящей катастрофе, кто-то надеялся, что она не повторится, но эти люди также нуждаются в поддержке, поскольку их жильё пострадало. Как быть с ними?
Вячеслав Сорочук заверил, что этот вопрос также решается и в правительство Амурской области направлены необходимые документы для того, чтобы найти пути выхода из создавшейся ситуации. То, что она неоднозначна, – факт. Тем не менее нужно искать возможность оказания помощи пострадавшим. На данный момент – эта самая главная задача.
Григорий Филатов.
Фото автора.
На фото: пер. Кошелева, сентябрь 2013 г.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...