Просторы и дороги

С предложением увезти спортсменов на ежегодную спартакиаду в Овсянку ко мне обратился глава посёлка Берегового. По его словам, на дорогу в один конец уйдёт не более трёх с половиной часов. Условия вроде нормальные, да и предлагаемая оплата устроила. Согласился.
Механик осмотрел автобусы, медик подтвердил нашу трезвость, и в шесть часов утра тронулись в путь по золотогорской дороге. Состояние её позволяет двигаться со скоростью 20–40 километров в час, и этим всё сказано. Местами дорожники латают мосты или просто стоят, рассматривая проезжающий транспорт. Чего-то ждут?
У моста через речку, обозначенную табличкой «Большая Эракингра», остановились перекусить. Место красивое, и вода в речушке чистая, мощная. На полянке столик, навес. Правда рядом – свалка бытового мусора.
С хорошим настроением отправляемся дальше. Но вскоре водитель встречного грузовика, помигав фарами, просит нас остановиться и сообщает, что неподалеку от Золотой Горы «мочажина», и на автобусах нам её не пройти. Нас ли пугать бездорожьем? Отправляемся дальше в надежде, что пройдём препятствие. Не прошли – один из автобусов стащило в кювет. На втором автобусе отправляюсь на Золотую Гору за подмогой. Никак не обозначенный сворот в сторону посёлка проезжаем мимо и спохватываемся только тогда, когда появляется километровый столбик с цифрой «1». Возвращаемся.
Посёлок поражает своими пустынными улицами. Обхожу с десяток домов, которые кажутся жилыми, но везде замки на дверях. На одном из домов – российский триколор. Догадался, что это здание бывшей поселковой администрации. Мобильный телефон показывает, что связи нет. Неподалёку таксофон. Пытаюсь позвонить по нему, но без карты он отказывается меня обслуживать.
На соседней улице появляется пожилая женщина. Увидев незнакомого человека, она очень пугается, но, как только объясняю ситуацию, успокаивается. Показывает дом специалиста поселковой администрации. Едем к ней. Специалист рассказывает, что сейчас в посёлке почти никого нет: кто-то уехал в другие города и сёла, кто-то моет золото. Техники, с помощью которой можно было бы вытащить наш застрявший автобус, в посёлке нет. Имеющаяся в наличии разбитая водовозка, которая едва передвигается, – не вариант.
Отправляемся снова на трассу, а там… встречаем наш автобус – помогли добрые люди выехать из кювета. Едем дальше, любуясь красивыми местами и удивляясь летнему туману, который плотно окутал перевалы.
Переправа через Гилюй. Паромщики предупреждены, а потому с погрузкой техники и переправой на левый берег вопросов не возникает. На переправе с нами попросился попутчик. Конечно, взяли. Оказался водителем со старательского участка. Его машина слишком тяжёлая для парома, и её пришлось оставить на правом берегу. Рассказывает о своей нелёгкой работе.
В ручьях, которые то и дело попадаются по пути, вместо воды густая жёлтая взвесь, по цвету и консистенции больше похожая на краску. Жуткая картина.
Береговой – симпатичный посёлок, но асфальт на въезде выбит настолько, что это напоминает последствия миномётного обстрела. Здесь нас уже ждали. Я посетовал, что дорога вместо обещанных трёх с половиной часов заняла вдвое больше времени. Глава посёлка в свою очередь поругал дорожников и погоду. Но, как бы то ни было, свою задачу по отправке спортсменов на соревнования он выполнил.
Гружёные автобусы пошли мягче, и как только мы отправились в путь, ребята запели. Пели они здорово, и если не знать, что едут они на соревнование, можно было подумать, что везём коллектив художественной самодеятельности. Было весело.
Позади остался Гилюй с его паромной переправой, затем болотистый участок, который удалось преодолеть с минимальными потерями (оторвали глушитель, после чего автобус стал реветь, как трактор).
Путь домой всегда кажется короче, а после всего пережитого асфальтовая дорога от Зеи до Овсянки вообще показалась шикарным автобаном. Спортсмены пошли устраиваться на ночлег, а мы отправились в Зею.
P. S. Спортсмены из Берегового в очередной раз заняли командное первое место, и мы же (в соответствии с договором) увозили их обратно. Правда пришлось сделать это на сутки позже, так как из-за высокой воды паромная переправа была закрыта.
Вновь была долгая дорога, но уже ночью, и она подарила нам незабываемую картину, когда на трассу в свете фар автобуса вышел огромный красавец-лось. Уверенный в своей силе и безопасности, он не спеша пересёк дорогу и пропал в лесной чаще.
Руслан Абзалов.
Фото из архива «ЗВ».
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...