И кресты на погостах... лежат

Святыня
На городском кладбище, если свернуть, чуть не доезжая до центральных ворот, выстроились ряды новых могил. Над некоторыми развевается Российский флаг – здесь лежат ребята, погибшие в боях на Украине. И над каждым захоронением победным знаменем возвышается крест – символ победы Христа над смертью и знамение грядущего общего воскресения мертвых. Смотришь – и дух захватывает, словно небесное войско ушедших в вечность людей встало в одном непобедимом строю.
Но здесь же, через дорогу, расположилась кладбищенская свалка. В куче грязного мусора и выцветшей пластмассы, как будто поверженные врагом, валяются все те же кресты, ставшие кому-то не нужными. Они не истлели, не пришли в негодность, на многих даже не повреждено лаковое покрытие и сохранились таблички. Святыня выброшена как вышедшая из моды мебель.
Ходовой товар
«Кресты – очень ходовой товар, – подтвердили в одном из ритуальных магазинов города. – Их покупают практически каждый день, но в основном как временное сооружение на похороны – пока изготавливается постоянный памятник, оседает могила. Если только какая верующая бабушка завещала детям, чтобы на ее могиле непременно стоял крест, оставляют, в большинстве же случаев эти кресты через год демонтируют».

Учитывая масштабы происходящего, понимаешь: просто вытащить из кучи мусора кем-то выброшенный крест для радикального решения проблемы недостаточно. Да, христианин не пройдет мимо попранной святыни, поднимет, поставит к борту контейнера или к ближайшему дереву, но потом что? Подъедет мусоровоз, и внутри его брюха все снова перемешается. К слову, не бывает крестов «православных» и «ритуальных», как считают некоторые: и те, и другие, независимо, на каком языке – современном русском или церковнославянском – выгравированы на них слова, являются христианской святыней.
«Проблема существует, часто кресты выбрасываются в общие контейнеры и потом вывозятся на свалку, – согласился главный инженер Единой службы по благоустройству города Димитрий Петровский. – В первую очередь нужно обращаться к жителям города. Люди должны сами настроиться на то, что если мы являемся православными верующими людьми, то кресты не должны валяться где попало. Крест – это святыня, демонтируя его, нужно это помнить – возможно, заранее найти безродную могилу, на которой не сохранилось надгробия, и отнести его туда либо разобрать и уже в виде досок, не имеющих сакрального значения, утилизировать. Но установить на кладбище отдельные площадки или контейнеры для крестов – инициатива сомнительная, даже если пройти весь путь, включая согласование с администрацией города, получение разрешения, внесение в план с заложением средств на следующий год».
С главным инженером нельзя не согласиться: учитывая нынешнее отношение горожан к мусорным площадкам (и не только на кладбище, но и в городе), отдельные контейнеры для складирования крестов вряд ли долго сохранят свое предназначение и не будут завалены другим хламом.
Таких – единицы
Мастер ЕСпБ Татьяна Смирнова делится болью, напрямую связанной с поднятой проблемой: «На зейском кладбище много захоронений, оставшихся без заботы родных людей. На некоторых нет ни имен, ни дат. Но мало кто из горожан, ухаживая за могилкой рядом, подправит заброшенный холмик, вырвет траву, положит цветок. Таких – единицы».
Татьяна Николаевна с горечью вспоминает, как однажды, разобрав на кладбище мусорный завал, они с работниками с ужасом обнаружили чью-то могилку: соседи не только не озаботились сохранением памяти о человеке, безымянно (для людей, но не для Бога!) ушедшем в вечность, но и осквернили место захоронения. К слову, в Уголовном кодексе на этот счет есть статья 244, которая так и называется – «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».
Не равнодушные
Так где же выход? Менеджер предприятия «Ритуал» (ИП Е. Пасканный) Александр Попов о проблеме знает не понаслышке. И не только знает, но активно и неравнодушно ее решает.
«Все кресты, которые демонтируют наши работники, в обязательном порядке вывозятся к нам на предприятие, – рассказал Александр Владимирович. – Здесь мы их сортируем: те, что пришли в негодность, сжигаем, другие, в хорошем состоянии, используем при погребении людей, которых некому похоронить. Когда-то мы работали с батюшкой, который объяснил, как правильно поступать в данном случае: либо предавать крест огню, либо поставить там, где он требуется, либо закопать в могилу, когда поправляем и подсыпаем ее при замене. Этим мы и руководствуемся в своей работе, варианты обговариваем с заказчиками, хотя еще никто не просил крест закопать. Бывает, что при благоустройстве одного места захоронения рядом обнаруживается другое, за которым некому ухаживать, в этом случае мы сразу же поправляем могилу и там и ставим только что демонтированный крест».
Учитывая, что «мода» диктует ставить памятник через год после погребения, понятно, в каком состоянии находится большинство крестов, привозимых в «Ритуал». Их много, и все они аккуратно стоят на заднем дворе предприятия, а не валяются, небрежно сброшенные в кучу, и даже не лежат один на другом. Порадовал и тот факт, что работники ритуальной службы не равнодушны к проблеме выброшенных крестов – останавливаются, подбирают, вывозят.
Попираем будущее
Та же практика существует и в ритуальной службе «Память». Индивидуальный предприниматель Ирина Яргина так же подтвердила, что при благоустройстве мест захоронения ненужные кресты забираются и либо сжигаются, либо используются на безродных могилах.
«Размер пособий на погребение невысок, поэтому повторное использование крестов очень помогает», – рассказала Ирина Геннадьевна. Проблема выброшенных на свалку крестов возникла из-за того, что люди порой обращаются за услугой по благоустройству мест захоронения к частникам, подрабатывающим в этой сфере нелегально, считает руководитель. А те не всегда заморачиваются порядком и, не задумываясь, оставляют упаковку от приобретенного в магазине товара, выбрасывают на свалку старые памятники с эпитафией и кресты. Именно эти кресты и оскверняются затем в куче мусора.
С другой стороны, Ирина Яргина рассказала о случаях излишнего «бдения»: бывает, что заказчик при установке памятника просит оставить крест внутри оградки. Работа выполняется, покупателю отправляется фотоотчет. Но через некоторое время он обращается в службу с недоумением: крест из ограды исчез, кто-то посягнул на чужую собственность и влез туда, куда его влезать не просили. К слову, любопытная практика существует в Подмосковье: там, если родственники усопшего считают, что христианину, кроме креста, что-то еще нужно, ставят на могиле памятник либо с западной стороны, оставляя с восточной крест, либо рядом с крестом. Но, по словам тамошнего священника, с крестом человек воскреснет, он на могиле православного человека быть должен, а памятник – он что будь, что нет. И лучше, если нет.
Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть: приобретая крест, это непобедимое оружие на дьявола, человек не только исповедует свою веру, но и помогает родному усопшему войти в Царствие Небесное – в надежде будущего воскресения. Попирая кресты, мы – ни больше ни меньше – попираем собственное будущее. Сегодня это как никогда актуально.
Лариса Владимирова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...