Кому придётся потесниться: людям или волкам?
– Популяция волков в Амурской области выросла, – сообщает главный охотовед Зейского района Виктор Манкевич. – Пусть цифра пока и не достигла критической отметки, но уже представляет опасность для многих лесных обитателей.
По мнению Виктора Михайловича, число серых хищников увеличилось, потому что охотники потеряли к ним интерес. Данные регионального управления по охране животного мира показывают: хищников в Приамурье уже более трех тысяч, в Зейском районе количество "санитаров леса" колеблется между отметками 800 и 1000.
Виктор Михайлович рассказал, что если ничего не предпринимать, то популяция волков достигнет критической точки через несколько лет. Специалисты подсчитали, что на год волку требуется примерно две тонны мяса, а из-за дефицита пропитания в тайге животные могут совершать набеги на поселения людей. К счастью, в Зейском районе такого пока не было.
– Подобное у нас случалось, – говорит охотовед, – но это было в 40-х годах, когда в стране гремела война, не то чтобы людям, зверям питаться было нечем. Волки выходили в поселения, нападали на людей, домашний скот. Пока в амурских лесах для них достаточно пищи.
В советское время охотников "премировали" на 100 рублей за волка, на 150 за волчицу и на 50 рублей за волчонка. Большие деньги по тем временам. За хвост областные власти несколько лет назад платили по 7 000 рублей (в северных районах сумма была больше). Теперь такого стимула нет.
– Раньше велась активная борьба с серым зверем, – подчеркивает Виктор Манкевич, – причем это было почетно и выгодно. За отстрел волков в северных поселках, в оленеводческих хозяйствах сумма губернаторской премии достигала 30 тысяч рублей. Деньги тогда шли из областного бюджета. Сегодня охотхозяйства выделяют за одного уничтоженного волка порядка трех тысяч рублей. И деньги выдаются не сразу, а ближе к концу года. Такие меры "благодарности" мало кого интересуют. Одним из привлекательных считается метод стимуляции, когда охотнику, добывшему трех волков, выдается бесплатная лицензия на добычу копытных животных. И этого недостаточно.
По словам главного охотоведа Зейского района, охота на хищника – дело непростое, ведь это хитрый и сильный зверь, обнаружить его довольно сложно. При стабильной оплате раньше в районе было достаточно охотников, специализировавшихся на борьбе с волками. Теперь таких специалистов почти не осталось. Самым эффективным способом уничтожения зверя был яд (фторацетат бария или стрихнин), сейчас его запрещено использовать. На непродолжительный срок также устанавливали табу на использование капканов в ходе добычи серого хищника. Все эти факторы очень усложняют охоту.
– Большой проблемой стало то, что сначала требуется получить лицензию, прежде чем брать ружье и отправляться на поиски зубастого зверя, – подчеркивает охотовед. – Стоит около 300 рублей, но без нее охотнику придется заплатить за свою добычу штраф, в восемь раз превышающий стоимость лицензии.
По словам заместителя начальника областного охотуправления Ивана Болотского, на 20 тысяч гектаров по нормативам должен приходиться один волк. Но, по подсчетам амурского охотуправления, численность хищников сегодня значительно превышает все допустимые нормы. Однако желающих заниматься отстрелом "санитаров леса" можно пересчитать по пальцам.
Иван Леонидович также подчеркнул, что из-за наводнения 2013 года в областном бюджете возникли сложности, а потому перестали платить за отстрел волков. Позже стрелкам в гонорарах отказали документально.
Продажа волчьих шкур, по мнению Ивана Болотского, не приносит особой выгоды просто потому, что на них нет спроса. И, стоит отметить, возобновления выплат за отстрел хищника из средств областного бюджета пока не предвидится, поэтому специалисты охотуправления прогнозируют дальнейший прирост популяции, которой очень скоро станет тесно в амурских лесах, и это может стать серьезной проблемой.
Екатерина Зырянова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...