Вся жизнь – для людей

Всю сознательную жизнь она мечтала стать хирургом. Пройдя через долгие испытания, вплотную подошла к мечте. Но отказалась ради семьи, сумев стать для многих и многих людей незаменимой и востребованной медицинской сестрой.
Путь к мечте
Валентина Шестак родилась и выросла в деревне. Жизнь её началась в селе Инжан. Мама Валентины Варвара Андреевна была учительницей начальных классов. Её переводили из школы в школу, а за ней переезжала и семья – сначала в Рублевку, затем – в Умлекан, а после – в Сиан, где и прошло все сознательное детство Вали, не считая шести лет школьного интерната в Чалбачах, где пришлось (по причине отсутствия в Сиане) оканчивать десятилетку.
«Сколько себя помню, всегда знала, что буду медиком, – вспоминает Валентина Михайловна. – Если кому рану перевязать или занозу вытащить – ко мне бежали. Даже в интернате, случись что во время уборки урожая на полях, кричали: «Беги к Вале Близнюк, у неё всегда бинт с собой!». Дома – рыбу почистить, скотину разделать или курей – все по моей части было».
Валентина Михайловна признается, что хотела быть не просто медиком, а непременно хирургом. Это было самой большой мечтой всей её жизни. И когда настало время готовиться к поступлению в институт, даже вопросов не возникало – в какой. Но накануне экзаменов попала девушка на больничную койку. Хирург, проводивший операцию, увидел на её тумбочке в палате медицинскую литературу. Узнав о планах пациентки, сказал, как отрезал: «Ни-ког-да! Запомни: с твоим здоровьем путь в медицину закрыт!».
«Как я тогда плакала, – вспоминает Валентина Михайловна, – как будто обрушилась вся моя жизнь. Но врача поддержали и родные, а потому пришлось юной Вале срочно подавать документы хоть куда-нибудь. Она выбрала торговое училище. Жизнь шла своим чередом. Вышла замуж, родила сына, до 25 лет трудилась в торговле. А потом...
«Как сейчас помню тот сентябрьский день, – рассказывает женщина. – Девять вечера, стою в ванной, стираю, слышу – муж вслух читает объявление в газете: «Зейское медицинское училище продолжает набор на курс медицинских сестер...». Я как стояла, так белье из рук и выронила. Заболело все в груди, с новой силой тоска по медицине поднялась: пусть хирургом не стану, так хотя бы медсестрой!».
Решение поддержал и муж. В училище ей дали три дня на подготовку, сдала экзамены, поступила. И уже через год стала лучшей в конкурсе хирургических медсестер. С преподавателем Анатолием Ивановым съездили на областной этап – и там вышла в призеры. Училась, говорит, с такой жадностью, что впитывала каждое слово своих преподавателей и не пропустила за все время ни одной лекции.
Ради семьи
«Мне было очень легко и интересно учиться, – вспоминает Валентина Шестак. – И я очень благодарна всем своим преподавателям. Какие глубокие давали знания, как умели заинтересовать и как строго требовали! Марина Лаврентьевна Глущенко преподавала химию, Людмила Васильевна Голобокова – фармакологию, Василий Петрович Гулевич – анатомию, Алла Семеновна Таничева – нервные болезни, Валентина Александровна Зуенок – детские болезни. Это были особые для меня годы».
Когда окончила училище, единственную из потока, её, по просьбе хирурга Бориса Ширяева оставили в Зее. Валентина Михайловна переступила порог хирургического отделения. И там её жажда знаний только возросла. Она задавала вопросы хирургам, которые, видя усердие и стремление молодой медсестры, звали её на сложные операции, объясняли, обучали. Встанет в операционной в сторонке и, затаив дыхание, наблюдает за ходом операции. Через год – снова победа в профессиональном конкурсе. А потом сбылось то, к чему она стремилась всю свою жизнь.
Ректор медицинского института спросил у зейских врачей, нет ли в отделении какой медицинской сестры, чтобы отучилась и стала хорошим хирургом. Думать долго не пришлось, все знали, кого направить на учебу. «Я так обрадовалась, но попросила посоветоваться с мужем: в то время у меня была семья и я не могла единолично принимать такие решения, – вздыхает Валентина Михайловна. – На раздумье мне дали сутки. Первая реакция мужа – «поехали! ты ведь всегда об этом мечтала!». Но я уже знала, что такое медицина и работа хирурга, а потому честно решила сделать ему весь расклад будущей жизни с женой – сначала студенткой, а затем – врачом.
Я сказала мужу: «В течение шести лет учебы будем жить на съемной квартире на одну зарплату рабочего, я буду уходить из дома в семь утра и приходить поздно вечером. Чтобы стать хорошим доктором, когда окончу институт, и вовсе большая часть моей жизни будет проходить в отделении. Будут постоянные поездки на специализацию, выдергивания из дома и днем, и ночью. Медицина будет поглощать полностью, в ней середины быть не может – иначе, зачем всё? Ты готов к такой жизни?».
Муж послушал и ответил: «Знаешь, оставайся хорошей медсестрой».
Если бы снова встретить
Пожалела ли потом о том выборе? Конечно, быть хирургом было мечтой всей её жизни, и ей был дан этот шанс, и у неё бы обязательно все получилось. Но Валентина Шестак выбрала другой путь, которому отдала всю себя и свои руки, служа людям в качестве медсестры.
«Я очень люблю свою работу и своих пациентов, зная, что помогаю людям, – делится Валентина Михайловна. – Я чувствовала, что меня любят и ждут, и это окрыляло».
Работа помогла пережить ей и тяжелые 90-е годы, когда многие от безнадеги уходили кто – в коммерцию, кто – в никуда. Однажды в её жизни произошел случай, о котором она не может говорить без слез. После рождения второго сына Валентина Михайловна пришла на очередной осмотр в гинекологию. Мысли – печальные: вдруг что-то не так, да врач назначит лекарства, на что их покупать? Зарплату тогда медработникам не платили, в поликлинике, в больнице, в школах люди выходили на забастовку. В больничной очереди женщины жаловались, как тяжело выживать. Кто-то сказал о том, что редко покупает сметану. А Валентина поддержала разговор, признавшись, что в её семье дети уже давно не видят не только сметаны, но и молока. Картошка, капуста – это было, даже «петушки» из сахара вместо конфет иногда делала, но сметана стала настоящей роскошью, которую позволить себе медсестра не могла.
Рядом в очереди сидела посторонняя женщина, которую очень тронули эти слова. «Возьмите, это вам на сметану», – сказала она, протянув банковскую упаковку новеньких купюр. Как не отнекивалась Валентина Михайловна («я ж отдать не смогу!»), женщина заставила её деньги взять. То ли отвернулась тогда Валентина Михайловна, то ли в кабинет зашла, но когда опомнилась, женщины той уже не было. Кто она была? Много лет она лелеяла надежду встретить свою благодетельницу и вернуть ей деньги, но ни в поликлинике, ни просто в городе больше её не встречала.
«Помню, что лет 35 ей было на вид, темный волос, красивая, встретила бы – обязательно бы узнала, но нет», – вздыхает собеседница. В тот день домой она пришла и со сметаной, и с молоком, до сих пор помнит, как были удивлены и обрадованы маленькие сыновья.
Счастливая женщина
«Я фанатка медицины, если так можно выразиться, без неё свою жизнь не представляю», – в который раз признается женщина. Однажды, много лет назад, Валентину Шестак сильно покусала собака. В крови, с разорванной ногой она попала в приемное отделение. Дежурил в тот субботний день Анатолий Иванов. «Как я рада вас видеть, – помню, обратилась я к своему преподавателю и коллеге, а сама плачу от боли, – пожалуйста, зашейте меня, я должна побыстрее встать на ноги».
«Ты же сама знаешь, что после собаки не зашивают, – ответил травматолог, – сделаю все, что смогу. Но знай: у тебя порваны связки, о работе можешь теперь забыть, ты не сможешь стоять на ногах». Для меня это стало ударом. Я могла пережить все, но как – забыть о работе? «Нет, – ответила я тогда ему, – вот увидите, я буду работать. Я должна выйти, мне ж без медицины просто как умереть». Через два месяца я уже принимала первого пациента.
Она состоялась как профессионал, как мама, жена и бабушка троих внуков.
На рабочем месте её помнят многие. Никогда никому не нагрубила, ни разу никого не выставила за дверь. Всегда искренняя и открытая, не по требованию этикета, а от всего сердца. А уж о том, как она с первого укола попадает в вены, которых совершенно не видно, о том, как красиво и точно работают её руки, люди передавали друг другу как о чуде. На инъекции именно к ней специально приезжали даже из Хабаровска. И сегодня Валентина Шестак помогает людям – всем, кто к ней обращается, помощью, советом, добрым словом.
«Я счастливая женщина, – признается Валентина Михайловна, – и сейчас я уверена: внутреннее стремление, если оно по-настоящему сильно, может сломить любые преграды. Главное – верить и делать все возможное».
Алиса Дотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...