Русский солдат

На войне он не совершал героических подвигов таких, о которых бы писали все газеты страны (не довелось). Он просто молча поднимался в атаку и шел вперед. Он – простой русский солдат, как и тысячи тех, кто в трудную годину встал на защиту Родины. И день 23 февраля – это, прежде всего, его праздник.
Это только в кино не страшно
В 1941 году, когда война лавиной разрушила жизнь страны, Василию Болтикову было всего 15.
Далекое от западных границ СССР небольшое село Рождественское Серышевского района, где в то время жила семья парнишки, замерло в ожидании неизбежности горя. Мужчины уходили на войну. Первым на фронт попал средний брат Тимофей. За год до начала войны он был призван в армию. На его солдатскую долю выпало защищать Ленинград. Старшего Ивана мобилизовали в 1941. В самый разгар войны, в 43-м, призвали в армию и Василия.
– Погрузили в товарные вагоны и повезли. Были там ребята и из Читинской области, и из Амурской. Много было ребят,.. – вспоминает ветеран.
126-й стрелковый полк, куда попал 17-летний парнишка, сформировали в г. Свободном. Через несколько дней их привезли на станцию Гродеково, что в Приморском крае. Необстрелянных новобранцев на Западный фронт не отправили – держали резервом на случай войны с Японией. Готовили по полной программе, иначе нельзя – шла война.

В августе 1945 г. зашли в Китай. Мулин, Суну, Муданьцзян – это не просто названия городов на карте Китая, там шли ожесточенные бои, там погибали однополчане Василия Митрофановича.
Недалеко от г. Суну располагался Хамурзинский укрепрайон японцев. Бетонные стены толщиной в полтора метра были надежной защитой для отчаянно сопротивляющегося противника. Трое суток наша авиация безрезультатно бомбила этот укрепрайон. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, когда доты и дзоты стали обстреливать фугасными снарядами, а ночью солдаты забрасывали их гранатами. Японцы, сообразив, что дальнейшее сопротивление бесполезно, начали сдаваться в плен.
Муданьцзян. Разведка японцев сработала блестяще. Узнав, что советскими войсками готовится мощный авиационный налет, японцы в экстренном порядке покинули город. Наши солдаты вошли туда без боя.
– Как получилось, почему произошла такая несогласованность в действиях? – недоумевает ветеран. – Но авиация бомбила уже своих… Вся площадь была усеяна трупами. Много наших тогда полегло… Танки по трупам ходили… Дальше что было? Дальше погрузили наш полк на американские "Доджи" и вперед – на Харбин. Там находились восемь месяцев – порядок наводили, ликвидировали мелкие группы японцев.
Столица русской эмиграции поразила солдата обилием православных храмов и часто звучащей русской речью.
– Нет, с эмигрантами вступать в разговор не рисковали, сами понимаете, время тогда непростое было, – делится Василий Митрофанович, – но потом, после войны, уже когда работал на заводе в Белогорске, встречал бывших эмигрантов из Харбина.
Харбинский рынок удивил солдат изобилием овощей, фруктов и… арбузов. Там-то впервые в своей жизни и попробовал простой деревенский парнишка эту сладкую сочную ягоду. К советским солдатам китайцы относились очень хорошо, часто торговцы на рынке угощали их бесплатно.
– Встречал ли красивых китаянок? Конечно были, но наши девчата намного лучше, – лукаво улыбается ветеран.
Бог миловал, за всю войну не получил ни одного ранения, но несколько раз был контужен.
– В рукопашную не ходил. Но смертей насмотрелся. И своих, и японцев. Ты не верь, дочка, когда говорят, что на войне не страшно. Это только в кино не страшно.
В Китае их полк стоял до апреля 1946 года. Затем – служба в Бикине и Хабаровске. Демобилизовался в 1950 году в звании ефрейтора.
Дома
А дома ждали мама Ульяна Егоровна и отец Митрофан Малахович, им повезло: все сыновья вернулись с войны живыми.
Погостив немного в родном селе, отправился Василий к старшему брату Ивану в Белогорск. Работал на механическом заводе. Здесь же, в Белогорске, встретил свою судьбу – голубоглазую красавицу Зинаиду. Купили небольшой дом, стали, как говорится, жить-поживать да добра наживать. В 1963 году, уже вместе с детьми Виктором и Натальей, переехали в родное село. Работал в совхозе разнорабочим, скотником, токарем, в 1986 году вышел на пенсию. С 2009 года живет с сыном Виктором и невесткой Натальей в Зее.
За свои ратные подвиги и добросовестный труд Василий Болтиков награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Японией", юбилейными медалями, медалью Жукова, "Ветеран труда". В 2015 году от руководства Китайской Народной Республики ему была вручена медаль за победу над Японией. А совсем недавно, во время своего визита в Зею, губернатор Амурской области, поздравляя ветерана с великой датой, вручил солдату юбилейную медаль "75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Но главной наградой от жизни Василий Митрофанович считает своих детей, четверых внуков и семерых правнуков, которые относятся к нему с большим уважением и любовью.
Татьяна Тарасова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...