Первый

(Продолжение. Начало в “ЗВС” № 70).
К 100-летию Дмитрия Данилина
Убежденный коммунист
Владимир Лисицын, бывший заведующий отделом пропаганды и агитации Зейского райкома КПСС, вспоминает о Данилине: "Дмитрий Степанович – это фигура, величина, ему были присущи высокие качества организатора и руководителя, он глубоко понимал и воплощал в практические дела задачи партии и правительства, мобилизовав на это коммунистов, всех трудящихся города и района. Он был убежденным коммунистом, и его жизненный путь являлся примером высокой партийности, верности великому делу – строительству социализма в СССР. Его приоритетные задачи: люди, их нужды, строительство Зейской ГЭС, БАМа, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальные программы. Большое и пристальное внимание уделял вопросам подготовки и воспитанию кадров, созданию их резерва, и не случайно зейские коммунисты возглавляли партийные организации городов Благовещенска, Тынды, Свободненского и Магдагачинского районов, были секретарями обкома КПСС, успешно руководили отраслевыми управлениями облисполкома, были министрами областного правительства.
Природа наградила Дмитрия Степановича напористым характером, широтой мышления, умением видеть перспективу. Сколько сил и энергии было затрачено им, чтобы добиться в Зее строительства завода сельхозмашин, но проект был "зарублен". Это не остановило и не сломило Первого. Через Амурский обком КПСС и облисполком он добился размещения в городе другой крупномасштабной стройки – механического завода, к нему было привязано еще три завода министерства обороны, и в целом население Зеи должно было увеличиться на 90–100 тысяч человек. Началось строительство, и вскоре корпуса мехзавода уже отчетливо вырисовывались на отрогах хребта Тукурингры. Всем казалось, что перспективы у города самые радужные. Но наступили лихие 90-е, развал Союза, страшный спад экономики, раздача суверенитетов, и строительство завода прекратилось, его попросту затем растащили по кускам. Тяжело он переживал эту неудачу.
Дмитрий Степанович вошел в народную память именно как Первый секретарь по причине того, что он, как никто другой из партийных лидеров, располагал к себе людей, он для них жил и работал. Дмитрий Степанович был прост и доступен для всех, предельно скромным по нормам тогдашней жизни. Он жил в одной половине двухквартирного дома, две сотки огород, гараж, "жигуль" – ну, как у всех. И ничего крутого.
Уже 17 лет, как нет его, но порой что-то толкнет в памяти или кто-то напомнит. Есть о чем поговорить, ведь дел хороших было больше. Он бережно относился к кадрам, оберегал и наставлял их. В аппарате райкома он был учителем и отцом и эти роли хорошо и с толком для дела выполнял.
Умел побеждать обстоятельства
Нина Гаврилова, г. Новосибирск: "Хотелось бы, чтобы сегодня, в день его столетия, вспомнили добрым словом Дмитрия Степановича. Беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
Сельское хозяйство было одной из главнейших забот первого секретаря Зейского РК КПСС Дмитрия Данилина. Его всегда отличали знание дела, умение соединить мысль и волю. Все работники совхозов знали его в лицо. И он знал и помнил по имени-отчеству сотни людей – от бригадиров до рядовой доярки. Каждой весной начало сева было как праздник, так умел организовать работу первый секретарь. В совхозах отремонтированная техника, поставлена новая, завезено топливо, заготовлены семена. Заботился секретарь конкретно, используя свои связи, высокий авторитет в области. Приведу цифры из газет тех лет высокого подъема сельского хозяйства. С 1975 по 1980 гг. совхозы получили 195 тракторов, 76 комбайнов, 56 автомобилей; с 1980 по 1985 гг. – 201 трактор, 58 комбайнов, 110 автомобилей. Ежегодно расширялись посевные площади за счет культуртехнических и мелиоративных работ специализированной организацией ПМК-115. Были созданы и эффективно помогали совхозам предприятия "Сельхозтехника" и "Сельхозхимия".
Все знали, как он требователен к себе и другим, но когда Дмитрий Степанович приезжал на полевой стан, то первым делом смотрел, чем кормят людей, какие созданы бытовые условия, доставляются ли газеты. Он никогда не был чиновником и кабинетным работником, был доступным человеком. Где бы он ни появлялся в совхозах, его сразу окружали люди, со всеми крепкое рукопожатие, и начинался разговор. Спокойный, уверенный и доброжелательный, он был для людей гарантом правды и справедливости. Понятие восьмичасовой рабочий день для него не существовало. В громадном районе не было поля, луга, фермы, мастерской, полевого стана, на которых он не побывал бы и не помог с решением проблем.
Именно Дмитрий Степанович принял решение отдать о. Майский населению для садово-дачного использования. Подкрепил строительством дорог. И моментом вырос дачный поселок с хорошими дорогами, на ремонт которых ежегодно отпускались средства. Проезд был везде без проблем. Даже в этом факте – его забота о людях.
За годы его работы украсились наши села и поселки новыми постройками школ, детских садов, клубов, ФАПов, жилых домов. На все надо было изыскать средства. Каждый совхоз активно вел строительство хозспособом, то есть своими строительными бригадами. Крупные объекты возводила строительная организация ПМК-597. Строили машиноремонтные мастерские, зерно- и овощехранилища. В Овсянке, Сосновом Боре, Гулике возведены современные крупные механизированные комплексы для крупного рогатого скота, которые сейчас разорены. Значительно возросла зарплата, улучшились условия работы и жизни земледельцев. Все помнят поговорку про "дураков и дороги" и знают, в каком они сейчас состоянии. В те годы интенсивно строились дороги и протяженность их возросла более чем на тысячу километров, приводились в порядок, ремонтировались существующие. Все села были соединены автомобильными перевозками, линиями телефонной связи, удаленные – авиалиниями. В 66 раз увеличилась протяженность электросетей в районе. Беззаветная преданность делу Дмитрия Степановича, выраженная в заботе о людях, возвращалась результатами их труда. Он умел побеждать обстоятельства. Он учил своим образом жизни, своими поступками, отношением к людям. За годы его работы значительно выросли все поставки сельхозпродукции нашим районом.

Он был преданным сыном России
Людмила Кошкова, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, бывший директор школы № 1: "К чести Дмитрия Степановича, он был уверен в истине, что труд учителя бесценен, в его руках будущее страны. От труда учителя, его ответственности, отдачи и любви к детям зависят и полет в космос, и хлеб на столе. Учитель должен работать в нормальных условиях. Преодолевая запреты и отказы, Дмитрий Степанович добивается финансирования и строительства школы № 1, а затем и школы № 2 в городе, а также в Овсянке и Чалбачах. Можно ли описать радость учителей, детей, родителей?! Просторные светлые классы, учительские, спортивные залы, теплые туалеты. Это было исполнением мечты тысяч людей. Построены еще 18 школ в селах и на железнодорожных станциях БАМа. Где работает школа, там не кончается жизнь, научили нас последние 30 лет. Поднимая социальный статус учителя и значимость его профессии для общества, Дмитрий Степанович не забывал о том, что учитель должен иметь нормальное жилье. Он сам лично следил, чтобы в каждом построенном доме выделялись квартиры для учителей.
Мамы дошколят тех лет помнят, что малокомплектные детские сады в деревянных зданиях не могли принять сотни детей, которые стояли в очереди. А мамы не могли работать. Дмитрий Степанович берется за решение этой проблемы. Изыскание средств на строительство в Зее и Зейском районе – это вежливо сказано, а фактически почти невозможно выбить финансирование, так как в приоритете были областной центр и рядом расположенные крупные города. Благодаря его высокому авторитету удается "выбить" финансы, и появляются в городе два больших детских сада – №№ 15 и 19, а затем детсад в Овсянке. И ведется строительство и ввод еще 20 детсадов в городе и районе. Мамы свободно вздохнули.
Огромная территория района требовала решения транспортного сообщения. Дмитрий Степанович сумел убедить областное руководство о необходимости строительства нового аэропорта, взлетно-посадочной полосы, аэровокзала. Ежедневно пять самолетов Як-40 взлетали из Зейского аэропорта. Летали самолеты в Хабаровск, Читу, Иркутск, а в Благовещенск – четыре рейса. Стоимость билета – где-то рублей 12. Их можно было купить только заранее, очереди за ними в аэровокзале не кончались. Восемь аэропортов были построены в районе. Воздушные линии соединяли самые труднодоступные поселки круглый год.
Дмитрий Степанович не сомневался, что учителя и работники культуры учат умению отличать добро от зла, умению любить малую и большую Родину, прививают уважение к истории, культуре, традициям. Он способствовал тому, что за годы его работы были построены в городе и районе 23 клуба, ставшие центром культурной жизни и воспитания нравственных ценностей. Дмитрий Степанович был человеком высокой внутренней культуры, несгибаемой силы духа. Он никогда не повышал голоса, создавал атмосферу уважения, но его решения по многочисленным проблемам каждого дня были настолько выверенными и оптимальными, что воспринимались как закон. Он был верным и преданным сыном России, патриотом, примером служения людям. Таким он остается в памяти всех, кому посчастливилось работать с ним, учиться у него, ибо он был и остается настоящим мудрым Учителем для нас, сколько бы ни минуло лет.
Помним
Леонид Кожевников: "Близко Дмитрия Степановича я не знал, однако встречался с ним более 10 раз лично, в основном по вопросам, связанным с моей профессиональной деятельностью. Будучи молодым человеком в возрасте 26 лет, я работал в прииске Дамбуки главным энергетиком.
Однажды секретарь парткома А.Д. Фролов сообщил о том, что со мной хочет встретиться Данилин. Прибыл в Зею, сразу же был принят им. В беседе Дмитрий Степанович проинформировал меня о том, что в связи с развитием электропотребления предприятиями и населением района существует необходимость увеличения мощности дизельных электростанций. Масса двигателей доходила до 30 тонн и требовала специализированного подхода к их монтажу. У меня в то время действовало четыре таких электростанции мощностью до 3,6 МВт. Для их монтажа и ремонта я создал бригаду специалистов, чтобы не зависеть от предприятия ДЭР, которое занималось этой деятельностью и располагалось во Владивостоке, а очередь на их услуги исчислялась годами. Итогом беседы последовал выезд бригады на следующей неделе в Бомнак, затем в Горный, далее в Верхнезейск, затем юг района, а потом и в Тындинский район по бамовским станциям. Через некоторое время по этой же схеме было предложено построить линию связи на Снежногорский имеющейся у меня централизованной бригадой.
С моей стороны также было несколько случаев обращения к Данилину. Однажды бригада линейщиков из Берегового вылетела на вертолете для устранения аварии на высоковольтной линии Золотая Гора – Джуваскит. После окончания работ вертолет вместо Берегового прилетел в Зею (появилось срочное задание на вывоз больного из Октябрьского). Дело было к вечеру, рабочие были не готовы на ночевку в Зее. Обратился к начальнику аэропорта с просьбой отправить рабочих домой, он не прореагировал. Позвонил Данилину, через 15 минут прибежал начальник аэропорта и сообщил о посадке рабочих в самолет. Приземлились уже когда темнело, самолет остался ночевать в Береговом.
И еще один эпизод, характеризующий Дмитрия Степановича, как человека, неравнодушного к житейским проблемам других людей. На Золотой Горе производилось переключение ПС на напряжение 110 кВ по постоянной схеме. Для производства работ выехали около 20 специалистов. По прибытии выяснилось, что столовая закрыта санэпидемстанцией по причине отсутствия второй мойки для мытья посуды. А людей-то кормить надо! Позвонил в санэпидстанцию – никакой реакции, председателю райисполкома – та же картина. Пришлось обращаться к Данилину. Через два часа встретил в столовой заместителя главного врача санэпидемстанции со второй мойкой в уже работающей столовой.
Были и другие случаи. Но основная в деятельности Данилина, я считаю, – это огромное его участие в производственной деятельности предприятий, социальной сферы, инфраструктурной схемы развития Зейского района, а особенно – участие в развитии сельского хозяйства, заботе о простых тружениках.
Однажды главных специалистов пригласили к директору прииска. Войдя в кабинет, мы увидели там Данилина, который объявил о проведении идеологической планерки (было такое в практике работы райкома КПСС). Надо отметить, что в этот период на прииске отсутствовала динамика роста золотодобычи. Дмитрий Степанович в жесткой форме начал разговор о непонимании задач, поставленных партией и правительством. После его выступления я взял слово и объяснил, что идеология здесь не поможет, нужна тяжелая бульдозерная техника для подготовки полигонов. И ушел с планерки. Планерка прекратилась, директор прииска зашел в мой кабинет с возгласом: "Что натворил!". Но через месяц на катере в Береговой прибыл Дмитрий Степанович вместе с замминистра Министерства цветной металлургии, управляющим "Главалмаззолото" и вторым секретарем Амурского обкома. Через три месяца на прииск начала поступать тяжелая техника. Вот таким я помню Данилина".
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...