С оптимизмом по жизни

Зоя Моисеенко, хирург, врач-физиотерапевт, проработала в Зейской больнице 45 лет. Она известна многим: кого-то оперировала, а потом приходила на помощь в период реабилитации.
Воспитана на книгах
Когда училась в Благовещенском государственном медицинском институте, уже представляла, что будет только хирургом.
«Я воспитана на книгах Антонины Коптяевой «Иван Иванович», Юрия Германа «Дорогой мой человек», – говорит Зоя Владимировна, – с детства была восхищена героями этих произведений и представляла себя только хирургом. Даже мысли не было стать терапевтом или неврологом, которые занимаются хроническими заболеваниями, при лечении которых редко получаешь быстрый эффект. А в хирургии результат видишь сразу».
По распределению после окончания института выпускница уехала работать в Кемеровскую область. В 1976 году вернулась в Белогорск, но проработала там не долго. В 1976 году её перевели в Зею, где приступила к работе в хирургическом отделении, заведовал которым в то время Борис Ширяев.
«До сих пор встречаю людей, которые говорят: «А вы меня оперировали», – рассказывает Зоя Моисеенко, – я уже их не помню, но если посмотрю живот, свой рубец узнаю. Больше всего тогда на моей практике было аппендицитов, холециститов, часты случаи разрыва селезенки, делали резекцию кишечника. И сердце приходилось ушивать: в Верхнезейск вылетали, чтобы спасти человека с ножевым ранением».
Сложные случаи

Воспоминания уносят в далекие 80-е. На взлетной полосе Зейского аэропорта потерпел крушение самолет. В больницу доставили порядка 20 человек с ожогами, переломами конечностей, повреждениями внутренних органов. Кроме трех хирургов, к спасательной операции подключились травматологи, анестезиологи. Работали в двух операционных и перевязочной. Спасли почти всех, но, несмотря на старания врачей, не выжила беременная медсестра из хирургии, которая тоже была в том самолете.
После нескольких случаев отключения света во время операций в больнице было оборудовано аварийное электроснабжение. Зоя Владимировна вспоминает: «Все энергетики были подняты на ноги, когда поступила пациентка с перитонитом. Для нас была важна каждая минута, а тут погас свет. Сотрудники Северных электрических сетей подъехали на машине, протащили через окна провода. Операцию проводили при свете прожекторов. Еще как-то отключился свет, а у меня на столе больной с ножевым ранением в грудную клетку. Во время операции анестезиологу Юрию Нахвальному пришлось переключать пациента с аппаратной системы подачи кислорода на механическую «гармошку».
А еще Зое Владимировне пришлось прооперировать пациента, упавшего с пятого этажа. Пьяный мужчина приземлился на крышу припаркованного у дома автомобиля. Судя по внешним признакам, у него не было никаких повреждений, даже царапин на теле. Но отмечалось падение артериального давления, что говорило о внутреннем кровотечении. И тогда Зоя Моисеенко принимает решение (в то время не было таких методов обследования, как УЗИ, КТ, лапароскопия) вскрыть брюшную полость и провести ревизию органов. Вскрытие показало, что пациенту очень сильно повезло, так как внутри все было целым и невредимым. А падение давления, возможно, было обусловлено стрессом. Через семь дней мужчина отправился домой на своих ногах.

Счастливая судьба
В Зее Зоя Владимировна встретила свою судьбу. С Петром Моисеенко они были знакомы со студенческой скамьи. Правда в отличие от своей будущей супруги он учился на вечернем отделении. Почему-то парень настолько смущал девушку своим внимательным и, как ей казалось, суровым взглядом, что она избегала встреч с ним. А когда Зоя проходила ординатуру, оказалась в одной больнице с Петром. «Я из-за него даже в ординаторскую не заходила, – улыбается Зоя Владимировна, – истории болезни писала в коридоре на подоконнике. И кто же знал, что, когда приеду в Зею, увижу тут анестезиолога Моисеенко и чуть в обморок не упаду от страха. Но, как окажется после, стану его женой».
Прожили они с Петром Федоровичем 25 счастливых лет. Усыновили двух детей – девочку и мальчика. Дети и супруга были окружены вниманием и заботой главы семейства. Хотя он отдавал немало времени работе. Как-то у постели парнишки из Верхнезейска просидел пять суток. Знакомство произошло три года назад, мальчика доставили в Зею со случайным огнестрельным ранением. А в этот раз юный пациент умудрился где-то подхватить ботулизм. Как только Петр Федорович собирался отойти от кровати, у мальчишки начиналась паника с остановкой дыхания.
На шестой день в больницу доставили пациента с ножевым ранением, и анестезиолог Моисеенко потребовался в операционной. Оперировала в этот день Зоя Владимировна. Она видела, как муж падает в обморок. Сказывалось недосыпание. Но хирург не прервала операцию, лишь краем глаза наблюдала, как медсестра приводит в чувство дорогого ей человека. Супруг ушел из жизни, не справившись с онкологией. А за год до этого они потеряли сына.
Век живи – век учись!
Немногим ранее Зое Владимировне пришлось переквалифицироваться из хирурга во врача-физиотерапевта. Она не могла поверить, что придется распрощаться с хирургией навсегда. «Но когда трижды во время операции у меня стало выпадать зрение из-за повышенного внутричерепного давления, я поняла, что не могу рисковать пациентами, – с грустью говорит Зоя Моисеенко, – а потом поняла, что физиотерапия близка с хирургией. И если хирургом я проработала 15 лет, то второй своей специализации, которую я прошла в Харькове у очень сильных специалистов, посвятила 30 лет».
Зоя Владимировна сама страдает заболеванием позвоночника. Несколько раз ей предлагали операцию, но благодаря именно физиотерапии и гимнастике по методу Сергея Бубновского она до сих пор держит себя в форме. Не верит отговоркам, что не хватает времени на зарядку, считает, что упражнения можно делать хоть когда и в любом месте, было бы желание.
Внуки – это святое
Зоя Владимировна некоторое время назад решила уехать к дочери в Подмосковье, говорит, что пришла пора понянчиться с внуками. В кабинете главного врача коллеги собрались, чтобы сказать ей теплые слова, ведь только зейской медицине Моисеенко отдала 45 лет своей жизни.
«Жалко покидать Зею, – не скрывает грусти Зоя Владимировна, – но внуки – это святое. У меня еще хобби – шитье, вязание, чтение. А вообще я удовлетворена своей жизнью. Прожила не зря, как и мой муж. Проблемы? Ни одного человека нет без проблем. Но посмотришь, у другого они такие! Мне и не снилось. Поэтому взбодришься и идешь с оптимизмом по жизни. Благодарна судьбе, что работала с такими замечательными людьми. Медицинские работники роднятся, когда вместе вытаскивают кого-то с того света. Мы были вместе и на работе, и в спорте, и в художественной самодеятельности. Конечно, буду очень скучать. Мне было легко работать в этом коллективе, и я всем благодарна за это».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 

Подробнее...