«Скорая помощь» Октябрьского

Анатолия Пикалова называют "скорой помощью" Октябрьского. От него зависит климат в домах жителей села.
В хозяйстве все спокойно
Анатолий Васильевич – начальник участка ресурсоснабжающей организации ООО "Исток". Она начала работу в поселении в прошлом году.
"Я в этой системе больше десяти лет, – рассказывает Анатолий Пикалов, – пришел в 2010 году, когда еще работали "Октябрьские коммунальные системы". Как сейчас помню, 1 января принял хозяйство, и сразу же произошла авария на котельной "Универмаг", вышел из строя дымосос. Надо было наводить порядок, и года полтора я просто жил на котельных. Когда все отладили, год отработали без сучка и задоринки. Потом я был вынужден уйти на какое-то время из-за разногласий с тогдашним руководством поселка. Вернулся ради людей и опять три года восстанавливал хозяйство".
Вспоминает, что были задержки зарплаты, не хватало средств на ремонты, обновление оборудования. Подбирал коллектив из добросовестных ребят, на которых можно положиться. И нашел. Сейчас в коллективе трудится восемь кочегаров и трое слесарей, которые попутно выполняют слесарные, сварные и другие работы: Дмитрий Малкин, Максим Иванов, Виктор Буянов.
В августе прошлого года в селе поставили новую котельную, частично заменили насосы. "У нас все идеально, – с гордостью произносит Анатолий Васильевич, – любая моя заявка выполняется моментально. Поэтому и зиму, несмотря на аномальные морозы, прошли исключительно, без аварий. У нас на обслуживании две котельные и теплотрассы. В домах были поломки, но это компетенция администрациипоселения. А в моем хозяйстве все спокойно, ровно.

Потому что мы здесь живем
Анатолий Пикалов из рода донских и забайкальских казаков, репрессированных советской властью. Деда расстреляли, бабушку с донской станицы Цымлянской выслали сначала в Красноярский край, затем перевели в Приморский, потом разрешили поселиться в Читинской области (так Зейский район именовался до 1948 года) – поселке Ясном.
Другая бабушка в эти края попала из Нерчинска, что в Забайкалье. Анатолий родился уже на зейской земле, но казацкие традиции чтит. Говорит: "Я по крови, в душе и по повадкам – казак". В доме даже шашка имеется, правда владеет ей лучше младший брат.
С супругой они вырастили двух дочерей. Обе трудятся на космодроме Восточном, одна – в техническом отделе, другая медсестрой. И внуков у бабушки с дедушкой уже четверо.
"Мы пока не собираемся уезжать из Октябрьского, – продолжает разговор Анатолий Васильевич, – у меня есть работа, супруга на домашнем хозяйстве. Огородом занимаемся. Даже арбузы выращиваем – сорт "Крестьянин" и "Ракета" как раз для нашего района. Слива есть, амурский виноград, лимонник, смородина, малина Меньшиковская".
И воспоминания уводят мужчину в далекие 70–80-е.
"Жил у нас такой замечательный, можно сказать, легендарный человек – селекционер-самоучка Прокопий Меньшиков, – продолжает он, – человек при жизни воздвиг себе рукотворный памятник. В те годы на 43-м километре трассы Октябрьский-Ясный руководство прииска организовало садовое хозяйство для обеспечения населения ягодами, фруктами, овощами. Руководителем хозяйства был назначен Прокопий Ипатович. Селекцией он начал заниматься в 1959 году, мечтал вырастить сад в районе вечной мерзлоты. Специального образования у него не было, учился по книгам Ивана Мичурина и другим учебникам, общался с учеными-селекционерами. Через несколько лет после закладки в меньшиковском саду начали плодоносить груши, яблони, войлочная вишня, крыжовник, ирга, абрикос, земляника и, конечно, знаменитая Меньшиковская малина, выведенная им.
И каково же было возмущение, когда в период развала Советского Союза этот сад, который долгие годы кормил приисковых жителей, пустили под нож бульдозера. Того человека, заместителя директора прииска по хозяйственной части, который отдал варварский приказ, уже нет в живых. Людям даже не давали выкапывать саженцы – сад ровняли с землей, народ был в полном недоумении. Украдкой, вечерами или ночью умудрялись хоть что-то забрать и укоренить на своих участках. Поэтому в наших огородах все-таки сохранилось многое из того, что создал Прокопий Ипатович.
Помню, приехал на Урал к теще, она говорит: "У нас такая малина хорошая – сорт Меньшиковский". И сначала даже не поверила, что её вывел человек из нашей глубинки. Когда творилось все это безобразие, Меньшикова уже не стало, иначе у него бы просто не выдержало сердце".


Имею большую надежду
"Раньше мы жили прекрасно, знали, что завтрашний день обеспечен, – говорит Анатолий Пикалов, – а сейчас сомневаемся. Село умирающее. Оно, когда строилось, было временным поселком золотодобытчиков. Прииск прекратил свое существование, и нас должны были расселить. Но населенный пункт обрел статус сельского поселения. Хотя в паспорте у меня до сих пор прописка: прииск Октябрьский. Он когда-то объединял поселки Широкий, Дорожный, Большой Джелтулак, Маристый, Моренный, 8-й километр, 43-й километр, Майский, Ивановский. Последние люди с прииска были уволены в 1998 году. Вывозились драги, все разбиралось, продавалось, сдавалось на металлолом".
Анатолий Васильевич тоже трудился на прииске горняком, и все, что связано с экологией и окружающей средой, ему небезразлично. Говорит, что нынешние старатели живут сегодняшним днем, они не думают, что оставляют после себя мутные реки, не проводят рекультивацию. "Люди здесь живут, хотят выехать на природу, половить рыбу – даже не для пропитания, а для удовольствия, – вздыхает собеседник, – и всего этого мы сейчас лишены.
Дороги приходят в негодность. Спасибо нашим предпринимателям Петру и Роману Дексне, которые по ураловской дороге отремонтировали участок, и мы теперь можем проехать. На золотодобыче у нас много граждан Китая, а им, по-видимому, до нашей природы никакого дела нет, они хищнически пользуются ресурсами. Мы в советское время так не мутили ключи, работали на оборотном водоснабжении, делали водоотводные канавы, проводили рекультивацию".
Анатолию Пикалову 63 года, он полон сил, энергии. Из 44 лет трудового стажа – десять лет в "коммуналке". Сетует, что молодежь разъезжается, но в то же время с гордостью говорит о своем коллективе, что он у него почти идеальный. Все ребята знают, что начальник любит дисциплину.
"Мне сейчас интересно привести свою организацию в порядок, – отмечает Анатолий Васильевич, – баню вот у нас закрыли, она пришла в ветхое состояние. Но губернатор говорит, что в каждом населенном пункте должен быть хотя бы помывочный пункт. Вроде нам обещают модульную баню. Это будет очень хорошо. Вода у нас привозная, и если летом люди еще как-то обходятся, то зимой возникают сложности. Есть проблемы с мусором: жители сами устраивают стихийные свалки прямо за селом. Вот еще одна головная боль сельской администрации. Мы со слесарями на общественных началах взяли на себя частичный уход за нашим кладбищем, обращаемся к предпринимателям Дексне, которые помогают с вывозкой мусора".
Мой новый знакомый устраивает экскурсию по селу. На его "Ниве" мы проезжаем по улицам. Мелькают дома, в которых давно не живут люди, на крыльце магазина появляется редкий покупатель (торговых точек, кстати, здесь довольно много), ФАП со светлым фасадом (видно, что обшит металлосайлингом совсем недавно) стоит на небольшой возвышенности, и вот, наконец, котельная. По словам Пикалова, запаса угля тут как раз на весь следующий отопительный сезон. Заходим в помещение. Модернизацию здесь провели прошлым летом. На новых котлах даже дверцу топки можно открыть без перчатки, она покрыта теплоизолирующим слоем. Рабочий день в разгаре. В пикаловском хозяйстве все спокойно.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...