Он воевал в десантных войсках

Чем дальше отделяет нас время от событий военных лет, тем понятнее и величественнее кажется подвиг советского солдата, сумевшего в многолетней кровавой битве победить жестокого и очень сильного врага. Недавно наша страна отметила 68-ю годовщину Победы. Многие участники тех сражений уже ушли в мир иной. А тем, кто из них жив, перевалило далеко за восемьдесят. Поэтому каждая встреча с ними становится всё дороже и необходимее – надо успеть услышать их рассказ о том суровом времени.
…Владимир Сенотрусов родился 15 июля 1923 года в селе Умлекан. Родители его работали в колхозе. Семья имела свой дом. А когда в 1928 году ему исполнилось пять лет – в наших краях произошло сильное наводнение. Разбушевавшаяся Зея всё сносила на своем пути. Снесла она и поселок Умлекан. Население в спешном порядке перевезли на пароходе «Большевик» в Заречную Слободу.
В этом селе Володя окончил 5 классов. Потом в течение четырех месяцев учился на тракториста в Овсянке. Окончив курсы, начал работать в колхозе «Красный пролетарий» на небольшом колесном тракторе ХТЗ-50.
– ХТЗ – это Харьковский тракторный завод, – объясняет мне Владимир Антипович. – В тридцатые годы прошлого века они были популярны.
А когда закончил курсы водителя – стал работать шофером на полуторке ГАЗ-50.
– Была и такая техника в те годы, – говорит Владимир Антипович, – небольшие грузовички грузоподъемностью всего на полторы тонны. А несколько позже появились и трехтонки, которые в сравнении с полуторками казались просто гигантами.
…А в июне 41-го началась война, вместе с ней долгие годы лихолетья. И сразу же возникли проблемы.
– Машины стали заправляться не бензином, а чурочкой, – продолжает рассказ ветеран. – И называлась эта техника газогенераторами. А переоборудовалась она с бензина на чурочку так: вдоль кабины в вертикальном положении устанавливалась металлическая печь наподобие титана. В ней сжигалась чурочка – мелкие, хорошо просушенные поленца. И мотор машины начинал работать от поступающего в него газа, образовавшегося от сгорания чурочки. Конечно же – это примитив. А что было делать? На фронте бензин был нужнее. Под газогенераторы переоборудовались даже американские студебеккеры, которые поступали к нам по лизингу.
Помнит Владимир Антипович и ещё одно новшество тех лет. В самом начале войны начались перебои со снабжением спичками. И в Заречной Слободе была построена спичечная фабрика, изготавливающая спички – гребешки. А производилось это так: делались деревянные гребешки, и вершина каждой палочки-спички покрывалась серой.
Слушал я рассказы ветерана с большим интересом, вспоминая и газогенераторы, и спички-гребешки, и чурочку, которую на нашем прииске заготавливали в большом количестве на лесистой сопке возле поселка Обка.

…Зимой 1942 года тогдашний председатель колхоза Яковлев отправил Владимира Антиповича и еще двух человек на лесозаготовки – стране очень был нужен лес. Тут его в марте и нашла повестка из зейского райвоенкомата. И уже на следующий день зейские новобранцы отправились в Ворошилов-Уссурийский (ныне Уссурийск Приморского края). Здесь Владимир прошел курс молодого бойца.
А на Западе в это время шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Фронт нуждался в подкреплении. И уже в июне вновь сформировавшаяся Дальневосточная дивизия отправилась на запад. В подмосковном городе Щелково новоиспеченного бойца Сенотрусова определили в десантные войска.
– Обучение молодых десантников проходило со стратостатов – ПД-41, – рассказывает ветеран. – Эта длинная кишка вмещала в себя не более четырех человек. Когда стратостат набирал необходимую высоту, нас выталкивали из него по одному с парашютами за плечами. Через месяц прыгали с самолетов. А еще через месяц наш десантный полк уже принимал участие в военных действиях в тылу врага.
Но самым запоминающимся сражением для фронтовика стала битва за Днепр. Сентябрь 1943 года. Начинается форсирование реки. Солдаты переправлялись на противоположный берег небольшими группами на резиновых лодках, под шквальным огнем противника. А течение быстрое. Вода холодная. Немцы ведут непрерывный прицельный огонь – пока лодку не потопят. Так переправлялась через Днепр пехота.
Для переправы техники мостовики сооружали следом понтонный мост – под непрекращающимся артиллерийским и минометным огнем немцев, а сверху бомбили самолеты.
И в это самое критическое время, возникшее при форсировании Днепра, наше командование приняло решение высадить на вражеский берег, в тыл врага, две группы десантников в количестве порядка восьми тысяч человек.
– Цель этой операции, – рассказывает Владимир Антипович, – отвлечь какую-то часть немецких войск от битвы за Днепр. Переправляли нас ночью, на американских самолетах «Дуглас». И мы, десантники, показали, на что способны. Завязались ожесточенные бои с немцами. И нашим войскам удалось форсировать могучую реку, а затем и закрепиться на другом берегу.
А я, слушая рассказ старого солдата, вспомнил поэму Александра Твардовского о переправе:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый,
кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода:
Ни приметы, ни следа...
…В боях за Днепр храброго десантника, ефрейтора Сенотрусова ранило – стукнуло термическим осколком по лицу и шее. Вначале был эвакогоспиталь, затем – лечение в течение четырех месяцев в госпитале Москвы. По состоянию здоровья его комиссовали, признав непригодным к дальнейшему прохождению военной службы.
Снова начал работать в своем родном колхозе, который теперь стал называться «Сталинец». Женился. Построил новый дом.
Проработав лет пять трактористом в колхозе, перешел в Верхнезейский леспромхоз водителем лесовоза. Вот что рассказывает про него Илья Алдатов, трудившийся вместе с ним много лет: «Это был один из лучших водителей леспромхоза. Добросовестный, исполнительный, обязательный, уважаемый работник».
До выхода на пенсию Владимир Антипович трудился в Верхнезейском леспромхозе, а потом – на разных работах.
В 1987 году умерла жена. В начале девяностых переехал жить в Зею, где ему выделили квартиру в четырехквартирном доме. К празднованию 65-й годовщины Победы ему предлагали перейти жить в благоустроенную однокомнатную квартиру в Светлом. Не захотел: любит жить на земле. Жильё ему капитально отремонтировали. Но печное отопление осталось. А топить печь он уже был не в состоянии. И тогда родственница Галина Алексеевна предложила ему жить у нее. Вначале ветеран отказывался и от этого предложения, но в конце концов согласился. И теперь он живет в благоустроенной квартире, в отдельной комнате, где тепло, чисто и уютно. Галина Алексеевна – женщина добрая и милосердная, поэтому и живется ветерану у неё хорошо.
Владимир Антипович привык с раннего детства жить на земле: чтобы всегда была своя картошечка, огурцы, помидорчики. Чтобы всегда было где с удовольствием поработать.
А ещё он – заядлый грибник. Бывало, сядет на велосипед и – вперед. Знал все грибные места. Но годы берут своё: плохо слышит, да и глазами стал слаб. А вот память у него – замечательная: помнит и названия городов, через которые прошел в войну, и фамилии командиров, и имена друзей.
За свои ратные подвиги и добросовестный труд награжден орденом Отечественной войны второй степени; медалями: «За боевые заслуги», медалью Жукова, юбилейными медалями; знаками «Фронтовик 1941–1945», «25 лет победы в Великой Отечественной войне» – за доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне.
Разные военные дороги у фронтовиков. Разные судьбы. Но всех их роднит то, что они защитили свою Родину, когда она была в опасности.
Ветерана войны и труда с 90-летием поздравили президент России Владимир Путин, губернатор нашей области Олег Кожемяко, глава города Раиса Черная. Зейский горрайсовет присоединяется к поздравлениям и желает вам, Владимир Антипович, хорошего здоровья и благополучия.
Николай Сачков
член горрайсовета ветеранов.
Фото из архива семьи
Сенотрусовых.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
 
 
 
 

Подробнее...