Седьмая «дочь» главного инженера

27 ноября 1975 года главный инженер Зейской ГЭС Станислав Локтионов синхронно включил первый гидроагрегат в систему. Непростая процедура прошла на редкость удачно. А случалось, что подобные включения приводили к развалу энергосистемы. Видимо, лёгкая рука была у Станислава Никитовича, ну а к тому же солидные теоретические знания и большой практический опыт оперативника.
Мощность, равная энергетике Приамурья
Первый пуск проходил в сложнейших условиях: вместо стен машинного зала – утеплённые плиты, недостаток освещения, наполовину сооруженная плотина, не готовы технологические помещения, отсутствуют мастерские и помещение для персонала. ЛЭП-200, по которой передавалась электроэнергия, не отвечала требованиям надёжной эксплуатации.
Но в ту пору мощность одного только гидроагрегата равнялась мощности всех электростанций области и была крайне необходима для развития экономики Приамурья. И без всякого преувеличения можно назвать героями тех, кто, преодолевая все трудности, сумел выполнить монтаж сложнейшего оборудования и обеспечил выработку электроэнергии.
До назначения главным инженером Зейской ГЭС Станислав Локтионов работал директором самой северной гидроэлектростанции СССР – Усть-Хантайской. Были у него заслуженная слава и почёт, но предложение он принял.
– Когда приехал в Зею, – вспоминал он, – очень понравились удачное место строительства станции, дивная природа и много солнца.
Изменения в проект
Зейская ГЭС стала седьмой в его судьбе, и он с головой ушёл в работу. Когда вник в проект, понял, что поворотно-лопастные диагональные турбины, впервые изготовленные в СССР, не опробованы и при их запуске может произойти авария. Тем более что турбины такой мощности и конструкции, которые должны работать в большом диапазоне напоров воды, нигде в мире не устанавливались.
Станислав Никитович настаивает на проведении ревизии турбоагрегатов. В ходе её проведения устраняются недоработки. Результат – добротно собранное оборудование.
Прежде всего, главного инженера заинтересовала база, которая должна достаться эксплуатационникам от проектировщиков и строителей. Сразу отметил, что монтажная площадка в машинном зале мала для установки всех составляющих гидроагрегата. Это затруднит монтаж и проведение ремонта. По его настоянию принимается решение увеличить машинный зал по длине и обустроить вторую монтажную площадку за шестым гидроагрегатом.


Забота об эксплуатационниках
Также очевидно было для него, что главный корпус (здание, примыкающее к машинному залу) не отвечает современным требованиям ни по планировке, ни по дизайну. По сути, это был унылый жилой дом, который не вписывался в прекрасный ландшафт и элегантные контуры плотины. Вместе с ведущими специалистами станции он пересмотрел проект. В результате здание получило другие объёмы, стало выше и просторнее, а фасадная часть – наряднее. Это удорожило проект, но проектировщиков удалось убедить, и в результате появилось красивое здание, которое даже спустя десятилетия смотрится вполне современно.
По убеждению Станислава Никитовича, гидроэлектростанция должна быть автономной, чтобы имелась возможность проводить ремонт и реконструкцию своими силами. А для этого нужны свои ремонтные мастерские, склады, гаражи. В первоначальном проекте ничего этого не было.
– Я предложил, – вспоминал он, – внести дополнение в проект и построить комплекс зданий, состоящий из технологического и служебного корпусов, склада, гаражей, электрокотельной. Знал, что это удорожит строительство, но удорожание – пустяк по сравнению с тем эффектом, который даст этот комплекс.
В проекте не предусматривалось и ограждения территории, но сделать это было необходимо.
Чтобы осуществить задуманное, потребовалось пройти много инстанций, а главное, получить разрешение Минэнерго. Ведь тогда существовала строгая установка: не допускать излишеств при возведении объектов. За нарушение могли и с работы снять, и, чего хуже, даже отдать под суд.
Проекты, получаемые из институтов, порой требовали коренных изменений. С большим трудом директору удалось ввести в штатное расписание проектную группу. Её задачу обозначил директор: «Всё для улучшения условий эксплуатации оборудования и работы персонала».
Лидер гидроэнергетики


Он бесконечно любил Зейскую ГЭС – свою младшую седьмую «дочь», где было воплощено столько его новаторских идей. Здесь он сформировал команду специалистов-единомышленников, так же, как и он, преданных делу, самоотверженных и любящих свою станцию.
Под его руководством коллектив восемь лет надёжно и безаварийно обеспечивал весь Дальний Восток электроэнергией в условиях непрекращающегося строительства станции.
18 раз Зейская ГЭС занимала призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. При непосредственном участии Станислава Локтионова проходил пуск всех шести гидроагрегатов.
Используя свои обширные знания и опыт работы на шести гидроэлектростанциях, он всегда отстаивал интересы Зейской ГЭС и стремился сделать её предприятием будущего. И у него это получилось – станция с первых лет работы стала в строй лучших в стране.
Тамара Пушкарёва.
Фото из архива автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...