Сын полка

В июне Петру Гладуш исполнилось 85. С ним мы встретились еще в самом начале календарного лета, когда легкомысленный июнь то одаривал жаркими деньками, то заставлял дрожать от холода. И в садах вовсю еще цвела черемуха.
Военные каникулы
Уютный двор. От калитки к крыльцу ведет дорожка, по обе стороны которой замерли в ожидании стабильного тепла небольшие грядки. Лимонник, любовно заполонивший всю стену, любопытно заглядывает в окно, выходящее на крыльцо, а здесь, у самых ступенек колышется розовое облако цветущей сакуры.
Петр Владимирович, высокий статный мужчина, приветливо улыбаясь, приглашает зайти в дом.
Родился в 1931 году в с. Великоархангельское, что в Воронежской области. Тридцатые годы – трудное время, а на селе особенно.
– Жили мы, конечно, в напряге. В семье трое детей, я – старший, – рассказывает Петр Владимирович, – с нами еще жила папина мама, муж которой погиб в Первую мировую. Мама была работящая, держали корову-кормилицу, благодаря которой и выживали. В 1939 году отец окончил торговый техникум, решили поехать на Дальний Восток.
Работал он в военторге в Воздвиженке, что в Приморье, там стояла большая авиабаза. Потом жили в Новосысоевке, Астрахановке, Камень-Рыболове. Когда началась война, отца призвали в армию.
– Но на фронт он не попал, – продолжает Петр Владимирович, – потом был направлен в
84-ю кавалерийскую дивизию. Не раз писал рапорт об отправке на фронт, не взяли, сказали, что люди нужны на дальневосточных рубежах. Обстановка в то время была сложная – у границы с СССР стояла Квантунская армия.
Война на Западе закончилась, началась на Востоке. Дивизию, в которой служил отец, перебросили в Маньчжурию.
– Однажды он приехал в Камень-Рыболов в командировку, а я только шесть классов окончил, на каникулах был, ну я с ним и уцепился. Мать голосила, не отпускала, но я все-таки уехал, – вспоминает Петр Владимирович.
Зачислили парня в часть, поставили на довольствие. Солдаты относились к мальчишке по-отечески, но особо не баловали, поблажек не давали, прошел военную подготовку, научился стрелять. Не раз с группой солдат ходил патрулировать город. Однажды в Мулине зашли с проверкой в казарму и натолкнулись на японских солдат, к счастью, все обошлось без стрельбы. (Надо сказать, что в то время, когда наши войска занимали города, японские солдаты, отставшие от своих частей, сопротивления не оказывали).
– Их было человек шесть, они там прятались, – поясняет Петр Владимирович, – арестовали их, сдали в комендатуру. Испугался? Да не без этого, – улыбается бывший сын полка.
Вторая встреча с японцами была посерьезнее. Часть, в которой находился Петр Гладуш, передислоцировали в другой район. Шли из Мулина в Муданьцзян автоколонной с зенитными установками численностью живой силой не более 50 человек. По словам Петра Владимировича, в той местности находились мощные укрепрайоны Квантунской армии, остатки которой бродили в лесах. Колонна японских солдат, более 500 человек, появилась неожиданно. Что делать?
– Наш командир принимает решение – пропустить. Ввязываться в бой не имело смысла: 50 советских солдат против батальона – верная гибель. Ну, а о встрече с японцами доложили командованию, – вспоминает Петр Владимирович.
Вернулся домой, а через месяц и конец войне. Где-то через полгода демобилизовался отец. Переехали в Свободный, Петр пошел в седьмой класс. На следующий год в военкомате сыну полка вручили медаль «За победу над Японией».
Нет преграды
для любви
После окончания восьмого класса, поступил в Благовещенский техникум советской торговли. Там и встретил красавицу Лиду Кутину. В 1950 году, сразу после окончания техникума, получил повестку в армию. Добрые люди посоветовали продолжить обучение в Ленинградском зенитном артиллерийском техническом училище. Идея показалась заманчивой. Взял направление в военкомате, поехал. А с Лидой договорились, что она поступит в Ленинградский институт. Ее родители были против такой затеи, но разве для любви есть препятствия? Девушка окончила техникум на «отлично» и в институт была принята без экзаменов. А он подал документы в училище, когда до зачисления оставалось чуть меньше недели, Министерство обороны расформировывает ряд военных училищ, и курсантов зачисляют в Ленинградское училище. В результате мест для «новобранцев» нет, и Петр Владимирович возвращается домой. Проработав четыре месяца на прииске Октябрьском, ушел в армию. После демобилизации работал в Октябрьском старшим бухгалтером в продхозе.
– В то время на прииске было свое подсобное хозяйство, выращивали капусту, картофель, даже сады свои были, выпускали свою колбасу, газированную воду. Мощный был продснаб, сейчас ничего этого уже нет, – вздыхает Петр Владимирович.
В 1955 году Лида, окончив институт, берет направление в Райчихинск. Поехал к ней, подали заявление в загс, через неделю зарегистрировали брак.
Два года молодая семья жила в Октябрьском, а потом переехала в Огоджу, где Петр Владимирович работал старшим бухгалтером на правах главного в продснабе. Там, в Огодже, в семье Гладуш родились дети – Юрий и Марина.
Очень интересная служба
В 1965 году получил приглашение на строительство Зейской ГЭС. Долго не раздумывал, согласился сразу.
– Взяли меня старшим инженером в отдел снабжения. (Мы с Лидой всю жизнь работали на Минэнерго. 15 лет «отбарабанил»). Поставили инженером, потом старшим инженером. Коллектив у нас в снабжении хороший был, – продолжает Петр Владимирович, – Лида работала главным бухгалтером в Управлении промышленных предприятий, а я в УПТК. В 1981 году начали строительство мехзавода. Приглашение на строительство мехзавода принял, не сомневаясь ни секунды. И в феврале 1981 года стал работать в СУ-243 заместителем начальника. Проработал там 13 лет. Проехал всю Россию вдоль и поперек. Где я не был – это в Прибалтике и Крыму.
Вообще снабженческая работа очень интересная. Встречаешься с людьми. На завод приезжаешь, там тебя никто не ждет. Надо налаживать отношения. Хорошо, если есть наряд, тогда никаких проблем не будет. Отдал бумагу в отдел поставок – и получил необходимое. А если наряда нет – тут намного сложнее. Надо идти к директору, а попасть к нему только по записи можно. Часто меня посылали за сувенирной продукцией для проведения различных торжественных мероприятий. В Ленинград слетал за полтора суток. Это в те времена, когда билетов не достать было!
Полвека супруги Гладуш прожили душа в душу, в любви и взаимопонимании. Жить бы так да жить, но судьба распорядилась по-своему.
– В 2005 году Лида ушла из жизни, – чуть дрогнувшим голосом говорит Петр Владимирович, – уже одиннадцать лет, как одинок…
Замечательных детей вырастили и воспитали супруги Гладуш. Дочь Марина, окончив Новосибирский электротехнический институт, работала на заводе микроэлектроники в Хабаровске, сейчас на заслуженном отдыхе. Сын Юрий, окончил энергетический техникум.
– Вообще на Зейской ГЭС три поколения Гладуш. Я – на строительстве, Юрий – в ГЭМе, потом на станции. Работал слесарем, мастером. Сейчас на ГЭС работают два внука – Михаил и Дмитрий. Михаил – в турбинном цехе, а Дмитрий – начальник смены турбинного цеха.
Есть у Петра Владимировича и правнуки – Настя и Иван, которых он всегда с нетерпением ждет.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...