Нельзя руки складывать – закиснешь!
Конец августа. Густой таежный воздух – хоть ложкой ешь. Тишину нарушает неугомонный стрекот кузнечиков. Отливает золотом в лучах полуденного солнца мудрая река. На противоположном берегу синеют сопки. Все это: и природа, и люди, и поселок – и есть Юбилейный.
Один из старожилов
Богата нынешняя осень на дары тайги, вот и наша беседа с Юрием Кирилловичем началась с грибной темы. Четыре ведра груздей набрал, зимой с картошечкой да под сметанкой – славное дело!
Юрий Данилов родом из Забайкалья, в Юбилейный приехал в 1965 году. Он – один из старожилов поселка.
– Родился в Читинской области. Старшая сестра уехала в Октябрьский, потом и я к ней перебрался. Там сначала работал на стройках, затем в геологической экспедиции. Нас, два отряда, перебросили в Юбилейный. Золото искали. Поселок на золоте стоит, да не снимешь поселок-то. Но думаю, придет время – снимут. Золото – оно всегда нужно. Только поселок жаль. Красивый он у нас, – вздыхает Юрий Кириллович.
Его трудовой стаж ведет счет с 1956 года. Парнишке 14 лет было, когда пошел работать. Отец – Кирилл Степанович – погиб на фронте, не дожив до Победы пять дней, воевал солдат здесь, на Дальнем Востоке. Мать осталась одна с шестью детьми на руках. Школа в Лугие, где жили Даниловы, четырехлетка, в пятый класс надо было ходить пешком за 30 километров в другую деревню:
– Вот и получил я только начальное образование. Работать надо было, матери помогать. С 14 до 70 лет трудился. Всяко было: и сложно, и голодно. Но жили, к чему-то стремились…
– Тогда лучше было, – вступает в беседу супруга Юрия Кирилловича Галина Дмитриевна, – нет, не потому что это наша молодость. Веселее люди жили, “открытие”. Зависти не было, злобы. Раньше мы и дом никогда на замок не закрывали ни днем, ни ночью. Люди дружнее жили, ходили друг к другу в гости запросто. Сейчас этого нет. Что молодежь ожидает – не знаю. Вот они выучатся и куда? Уезжать надо, работы-то нет.
Галина и Юрий встретились 51 год назад в поселковом клубе на танцах. Ей – 18, ему – 24. Молодые красивые веселые. Они и сейчас красивы, несмотря на возраст и недуги. Есть такая особенная красота, которая из души льется, и никакой возраст ей нипочем. Свадьбу справили здесь же, в Юбилейном.
– Домишко поставил из подручного материала. Хоть и работал в лесопункте, а строевой материал трудно было взять. Вот и схряпал из того что было. Бревна на строительство пошли и со старых домов, и те, что течением выносило на берег.
А дом до сих пор стоит, крепенький, веселый. Сперва дом построил, потом кухню – просторную и светлую, в ней в основном и живут, в доме только ночуют. В этой кухне мы сейчас и чаевничаем. На подоконнике мирно тикает будильник. Чисто, тихо, уютно. Плавно неторопливо течет беседа, точно Зея, что плещется чуть ли не у калитки дома Даниловых. Многое она видела, много знает…
Так и живем
– Юбилейный раньше шумный был. Только в лесопункте работало около 300 человек. Были и шпалозавод, и кирпичный заводик. Лесопункт был, представляете, рабочих не хватало! Приезжали из Москвы, Ленинграда, Молдавии, Армении, Грузии, откуда только не приезжали! Первоклассный лесопункт был. А как перестройка началась – все заглохло. Леса не стало? Ерунда! Леса еще и нашим правнукам хватит. Надо было оставить небольшой лесопункт, человек на 40 работающих, чтобы древесину перерабатывали от и до, и она бы в дело шла, а сейчас куда? Только на дрова. Сейчас лес сгорает весь, короед его съедает, и никому дела нет. Вот нынче какие пожары были, какие леса сгорели – сердце кровью обливается…
– Раньше в экспедиции всё вручную делали, – продолжает Юрий Кириллович, – до 20 метров бурили вручную. Из техники только лошадь да жердина. Правда вездеходишка был один у нас. И всё. По ключам бурили, в Умлекане. На Ниване уголь нашли. Уголь богатый лежит. Сейчас же с этой техникой все разрушено. Сколько по поселку пустых домов стоит!
– А как гремел поселок в свое время! – с болью в голосе говорит Галина Дмитриевна. – Ведь после войны все руками подняли, без всякой техники. Сколько сил вложено – уму непостижимо! Выходит, зря?
А мне и ответить нечего. Да и кто сможет?
– Вот вы спрашиваете, какие в поселке люди? – продолжает Галина Дмитриевна. – Судите сами. За нами два дома стояли – сгорели. За полчаса их как корова языком слизала. Наш дом, спасибо людям, отстояли. Весь поселок сбежался, тушили кто чем мог.
Поговорили и о пенсиях. А она у Юрия Кирилловича как в анекдоте – хорошая, только маленькая. Вся трудовая деятельность – в лесу.
– И зимой, и летом – на лесозаготовках. Ведь как было: летом на вертолете в лес забросят, месяц живем. Домой на три дня – и хватит, опять на участок. Не видел, как и ребятишки выросли. Приеду, чтобы посмотреть: не появились ли лишние, и опять в лес, – смеется Юрий Кириллович, – вот так и жили… Так и прожили жизнь…
– Да нормально мы прожили, – прервав затянувшееся молчанье, говорит Галина Дмитриевна, – обижаться не на что. Где поспоришь, где поругаешься, потом миришься. Так и жили. Сейчас у молодых как: чуть что не так – разбежались в разные стороны и все. И детей не жалеют. Наше поколение старалось держать семью. Молодежь не понимает, что человек без семьи что птица с одним крылом. И в небо не подняться, и ходить по земле тошно.
По словам Галины Дмитриевны, охотник и рыбак супруг хороший был. Да что греха таить, и сейчас, несмотря на возраст, частенько рыбкой балует.
– Надо больше шевелиться – тогда и жизнь интереснее будет, и дольше проживешь. Нельзя руки складывать – закиснешь, – с уверенностью говорит Юрий Кириллович.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...