В жизни её поколения была война...

Наша жизнь соткана из череды событий, которые и определяют судьбу человека. И если сегодня мы можем что-то в ней изменить, то у старшего поколения такого выбора не было. В чем-то судьбы наших дедушек и бабушек очень похожи, кем бы они ни были: учеными, рабочими или просто колхозниками. То время не щадило никого и всем определяло собственную порцию каторжного труда, унижений, голода и горя. Поэтому, наверное, никто из них не может без слез вспоминать свои довоенные, военные, послевоенные детство и юность.
Все могло быть иначе
Возможно, многое бы в жизни Александры Сергеевой сложилось иначе, окончи она хотя бы школу или фабрично-заводское училище (ФЗУ). Возможно, ее организаторские способности, исполнительность и величайшая трудоспособность очень пригодились бы и на другом поприще, но в жизни ее поколения была война, которая перечеркнула все и заставила строить жизнь по жестокой тактике выживания.
Родилась Александра Ильинична на станции Могочи Читинской области 1 мая 1927 года (зарегистрирована на год позже – 1 мая 1928 года и юбилейные дни рождения отмечает два года подряд) в семье управляющего золотодобывающим прииском и простой рабочей. Она, самая старшая, воспитывала младших братьев, родившихся в 1929 и 1933 годах. Все домашние работы лежали на ее плечах, поэтому учеба в школе удовлетворения не приносила – все время хотелось спать. Весной 1941 года семье пришлось покинуть уютный дом и двинуться в дорогу в п. Октябрьский Зейского района. Утро в деревне Улунге, где они остановились на ночлег, оглушило страшной новостью: началась война. Отец, павший духом, решил оставить семью на прииске Ельничный. С утра и до вечера отец с матерью работали на добыче золота. Сразу же наступили голодные дни, хлеб выдавали по карточкам, основными добытчиками еды (зелень, ягоды, грибы) стали дети. В 1942 году отца забрали на фронт, и Саша пошла работать с матерью – копать шурфы. В 1943 году, после ранения, с фронта вернулся отец, и семья переехала в село Петропавловку Зейского района, где находился колхоз "Возрождение" – основное направление которого было растениеводство. Все, что выращивали на полях, отправляли на фронт.
И если прежде Александра, копая шурфы, думала, что тяжелее работы не бывает, то, работая на полях, в палящую жару, сдирая стерней кожу до крови, поняла, как глубоко ошибалась. Косила, молотила, вязала снопы, делала все, что скажут, и как-то незаметно для себя всегда все делала лучше, чем другие. И прокос у нее был чище и шире, и снопы получались ровные и красивые, и сама всегда аккуратно одета (если можно было так сказать о старенькой одежонке), и косы уложены, как в парикмахерской. И втянулась в работу девчонка, и улыбка не покидала ее задорное лицо, но снова грянула беда. Страшная беда. Умерла мать (в это время Александра валила лес в леспромхозе Инжан), и о ее смерти узнала намного позже – приехала только к весне, поплакала, порыдала над холмиком, и снова на работу. Шесть долгих лет крутилась она, как белка в колесе, летом в колхозе, зимой в леспромхозе. А урывками между этим заботилась о братьях. К тому времени отец, женившись вновь, ушёл к избраннице, решив, что дети уже достаточно взрослые, чтобы прожить самостоятельно.



Несмотря ни на что
Молодости все нипочем: ни горе, ни тяжелая работа, в душе все равно ликует весна. И в 1949 году девушка соглашается выйти замуж за Федора Сергеева, которого знала еще с четвертого класса. Стройный, рыжий и напористый – он незаметно пресек попытки других парней, заглядывающих на черноглазую красавицу, признался в любви и добился согласия. В 1950 году в семье появился первенец Анатолий. Выйдя после родов на работу (ребенком занималась бабушка, которая часто болела), Александра впервые не стала выполнять месячную норму в 150 трудодней, и над ней всерьез нависла угроза быть высланной за тунеядство. То, что болеет ребенок или с ним некому сидеть, – никого не интересовало. Была норма, которую выполнить был обязан каждый.
Но несмотря ни на что, семья жила дружно, комсомольцы, труженики – они и на отдых находили время, и на общественную жизнь. По воспоминаниям Александры Ильиничны – гуляли всем селом. Пели, плясали и под гармони, и под балалайку, и под гитару. "Казалось, – говорит она, – что все мы были артисты и певцы. На гулянках никогда и никому не было скучно. Веселились от души".
В 1955 году Федора Александровича направили в с. Сиан механиком колхоза. Впервые за всю их жизнь им достался добротный дом-пятистенок. Красивый и уютный, он стал для Александры Ильиничны родным. В этом же доме родились и остальные дети: Сергей, Лидия, Владимир. Казалось, жизнь наладилась окончательно, все стабилизировалось, но партия вновь сказала веское: "Надо!". И Федор Александрович в 1963 году перевозит семью в с. Рублёвку, куда был направлен управляющим отделением, в должности которого он проработал 23 года.
– Сколько помню себя, – продолжает Александра Ильинична, – я всегда работала, участвовала в соревнованиях среди телятниц (15 лет проработала на животноводческой ферме), защищала свой совхоз на Амурских областных выставках достижений народного хозяйства и за свой труд, многолетний и добросовестный, получала награды.
Перебирая их, моя собеседница украдкой вытирает бегущие по лицу слезы, для кого-то это просто красивые бумажки, а для нее ноющие по ночам руки, негнущаяся по утрам спина и гудящие ночь и день ноги. В активе Александры Ильиничны 18 почетных грамот и благодарственных писем, шесть знаков "Победитель социалистического соревнования", две бронзовые и одна серебряная медали ВДНХ "За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР", четыре юбилейные медали. В 1985 году Александра Ильинична была награждена высшей наградой в области социалистического строительства – орденом Трудовой Славы III степени. Высокую награду вручал первый секретарь Зейского райкома КПСС Дмитрий Данилин.
Когда работать стало совсем невмоготу, ушла бабушка Шура на отдых, конечно, это просто так сказано – вечная хлопотунья, прекрасная и гостеприимная хозяйка ни минуты не сидела и дома, полный двор скотины, большой огород, дочь-инвалид с детства на руках, но все спорилось и горело в руках. Дом в Рублевке всегда был полон народа: и родственники, и соседи, и просто жители села – все любили заходить в гости. Несмотря на возраст, Александра Ильинична всегда принимала участие в общественной жизни села. Конкурсы, концерты, посиделки – ни одного культурно-развлекательного мероприятия не пропускала.
После смерти мужа Александра Ильинична по программе переселения переехала в город Зею, и здесь ее квартира стала уютным островком для соседей не только по подъезду, но и по дому в целом, для друзей и односельчан, которые при оказии всегда забегают в гости. В праздники и дни рождения в квартире бабушки Шуры раздается не менее полусотни телефонных звонков с поздравлениями, пожеланиями здоровья и долгих лет жизни.
1 мая Александре Ильиничне исполнилось 90 лет. Здоровья, сил и многая лета от души желаю этой прекрасной женщине.
Людмила БОГДАНОВА.
Фото из архива Александры Сергеевой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...