Сучкоруб

По заснеженным улицам поселка вместе с социальным работником центра "Родник" Тамарой Марковой добираемся до маленького домишки, никогда не видевшего капитального ремонта. Здесь живет 91-летняя Александра Васильева.
По переселению
Родилась Александра в 1926 году в Рязанской области. "Училась я совсем маленько, – вспоминает женщина, – а потом надо было работать, помогать родителям". В 1940 году семья 14-летней Шуры по плановому переселению переехала на Дальний Восток. Старшие брат и сестра остались в Рязани, остальные шестеро детей вместе с родителями отправились осваивать просторы Приамурья.
В памяти Александры Степановны сохранились воспоминания, как переселенцы разрабатывали огороды, трудились в соседних колхозах Брянта, Потехино. До 31 года Александра жила в Петровке. Но продолжать работать в колхозе задаром, "за палочки", как говорит женщина, ей не хотелось. И в 1957 году она, сбежав из Петровки, устроилась на лесопункт Зейского леспромхоза сучкорубом.
Наравне с мужчинами
С тех пор ее трудовая деятельность неразрывно была связана с лесозаготовкой. Тому, как хрупкой женщине ростом не выше 1,5 метра хватало сил работать целый день наравне с мужчинами, можно только удивляться.
"Всю жизнь с топором и в лесу с мужиками, – говорит о себе Александра Степановна, – особенно трудно приходилось, конечно, зимой. Крепкие морозы, холодно ужасно, телогрейка и ватные штаны – постоянная форма одежды".
В 1967 году Александра была переведена в распоряжение Дамбукинского леспромхоза комбината "Амурлес", где по-прежнему работала сучкорубом. В Дамбуках вышла замуж, но семейная жизнь не сложилась. "Пить он стал сильно, – рассказывает о муже Александра Степановна, – и гонял меня. Разошлась я с ним через восемь лет".
Характер у Александры был боевой, за словом в карман, как говорится, не лезла. Но к работе всегда относилась добросовестно. О чем свидетельствуют благодарности в трудовой книжке. Александра Васильева награждалась почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками.
Как-то в качестве такого ценного подарка на 8 марта подарили женщине-лесорубу будильник. Посмеялась она с подругами по леспромхозовскому общежитию, да и выкинула его. "А был бы на тот момент начальник рядом, я бы ему этот будильник в лоб закатала!" – до сих пор с возмущением вспоминает она тот злосчастный подарок.
В 1972 году имя Александры Васильевой занесено на Доску почета. С 1974 года она работала все в том же Дамбукинском леспромхозе, но уже станочницей на пилораме. Именно там в результате несчастного случая женщина лишилась на руке двух пальцев.
В 1975 году Дамбукинский леспромхоз объединился с Зейским лесоперевалочным комбинатом. Последний год Александра Степановна была заготовщицей хвойной лапки на Снежногорском лесопункте. А в 1976 году в возрасте 50 лет ушла на пенсию.
Все 19 лет, работая в леспромхозе, Александра Васильева жила в общежитии. И только перед выходом на пенсию у нее появился собственный дом, который, по ее словам, пришлось выбивать. Вот в этом доме она и живет с 1976 года.
Грустная история
– Что уж говорить: жизнь наша бабуля прожила тяжелую, – вздыхает, переворачивая дрова в печи, Татьяна Маркова, – не довелось ей испытать семейного счастья, не познала и радости материнства. Детей бог не дал, видимо, сказалась работа в тяжелых условиях. Грустная история. Не на кого в жизни было ей опереться, кроме как на саму себя. Только характер помогал пережить все тяготы.
Тамара Семеновна работает соцработником более 15 лет. У нее шесть подопечных: инвалиды и прикованные к постели. За Александрой Степановной женщина ухаживает больше пяти лет.

Александра Васильева – старейшая жительница поселка Снежногорского, труженик тыла Великой Отечественной войны и ветеран труда. Какая судьба стоит за этими званиями?
– Пока были силы, тетя Шура работала в своем маленьком огородике, – рассказывает Татьяна, – но сейчас уже больше 25 лет находится на соцобслуживании. Последние шесть лет лишена зрения, операция, к сожалению, не помогла. Пережила инсульт, но речь, слава богу, сохранилась. Больше двух лет она практически не встает с постели. Из родных остался только младший брат Петр в Благовещенске. Она его эгоистом зовет. Всегда помогала его семье, высылала деньги, отправляла посылки. А он в ответ хоть бы пару строчек черканул.
– А письмо пришло? – спрашивает Александра Степановна, заслышав, что мы говорим о ее брате.
– Я две недели назад написала по ее просьбе ему письмо, – шепчет мне соцработник, – кто его знает, может, и в живых-то его уже нет. А она все ждет весточку от Пети. Не женская судьба нашей тете Шуре досталась, – снова тяжело вздыхает Тамара Маркова, – но она никогда не жалуется, не в ее это характере.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...