Тесно связанные с природой

Не так давно на страницах «Зейских вестей сегодня» рассказывалось о Токинско-Становом национальном парке, который должен стать не только заповедным местом, но и территорией для сохранения коренного образа жизни эвенкийских оленеводческих общин.
После перестройки оленеводство в Бомнаке пошло на спад. На сегодняшний день исконно традиционным промыслом занимается всего две родовые общины, одну из которых – «Юктэ» – возглавляет Елена Колесова. Елена Григорьевна – активный человек, является председателем ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурской области. Она успевает побывать в тайге, съездить на различные мероприятия и снова вернуться на пастбища.
«Национальный парк – хорошее начинание, – считает Елена Колесова, – мы лишились своих привычных мест природопользования. На территории, где находились родовые угодья, пришли промышленники. Наступает цивилизация: вырубают лес, загрязняют реки».
По словам Елены Григорьевны, оленям, разведением которых испокон века занимаются эвенки, нужна тишина, чтобы не было фактора беспокойства. У животных должны быть летние, осенние, зимние пастбища, где произрастает ягель. А поэтому оленеводам постоянно приходится кочевать. В общине «Юктэ» семь человек – оленеводы, которые безвылазно живут в тайге.


«Народный промысел среди молодежи не популярен, – продолжает она разговор, – если бы была достойная зарплата, ребята бы приходили к нам. Нынешним летом брали несколько человек помощниками. Они бы остались, если бы нормально платили. А с чего? Мы ничего не производим, просто живем в тайге со своими оленями: что добыли, на то и живем. Раз в год приходит дотация на оленей, но этого еле хватает на продукты. Чтобы иметь хорошую дотацию, надо иметь много оленей. А мы много не можем содержать».
Она вспоминает, как в 2014 году у эвенков Зейского района изъяли угодья. Оленей пришлось перегонять в Якутию – за сто с лишним километров. По дороге потеряли много молодняка. Но местные охотники не потерпели конкуренции, и бомнакцам пришлось возвращаться.
Созданный на территории Зейского района Токинско-Становой национальный парк, по словам Елены Колесовой, станет территорией, где эвенки смогут вести традиционный образ жизни: пасти оленей и охотиться.
«В этом есть плюсы, – соглашается Елена Григорьевна, – мы приняты на работу оленеводами-наблюдателями. У нас будет заработная плата. И первая задача сейчас – перегнать оленей на территорию национального парка. Это будет происходить долго. Олени – не люди, они привыкли к местам постоянного обитания. Нам пять лет пришлось их перегонять с одного привычного пастбища на другое. И теперь за один год к территории национального парка мы их не приучим. Потом будем строить базу. И, может быть, нас наконец оставят в покое».
Она с горечью рассказывает, что этим летом, по-видимому, вахтовики, застрелили оленя на оживленной трассе к Эльгинскому месторождению. Животные, привыкшие к общению с человеком, не опасаются и не убегают при виде людей, а поэтому становятся легкой добычей. Обращение в полицию ничего не дало, браконьеров так и не нашли.
«Идет наступление цивилизации, интенсивно осваиваются территории, но нужно оставлять хоть какую-то часть земли для воспроизводства копытных, соболей, птиц, сохранять там природу, экологию, – считает женщина, – человечество ринулось добывать золото, лес. Люди живут одним днем. А коренные малочисленные народы – они с природой тесно связаны. Эвенки – это часть природы. Мы никогда не возьмем лишнего. Поймали рыбу, съели и дальше поехали. А те, кто временно в лес пришел, тот будет рыбачить, пока всё не закончится. Многих мест, где столетиями была рыба, уже не осталось. Зверя стало мало, если ты его увидишь, он шарахается от тебя, а раньше глухари, рябчики непуганые были».
Но ведь национальный парк создан еще и для того, чтобы показать северные красоты туристам.
«Мы готовы к туристическим маршрутам с использованием оленей, – соглашается Елена Григорьевна, – эвенки в этих местах в прежние годы были проводниками, каюрами для геологов, топографов. А потом мы от этих открытий и пострадали. В советское время в Бомнаке был совхоз, который в начале 90-х обанкротили. Выживать было очень тяжело, многие пастухи от безысходности спивались и умирали. А теперь, наверное, выживем, а может быть, и развиваться начнем. Наши люди будут сопровождать туристов. Мы можем многое показать, приготовить чистую экологическую еду из национальной кухни. Наши женщины с удовольствием изготовят сувениры. Так что национальный парк создали своевременно».
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...