Проверять будут два раза в месяц

"Зейским вестям сегодня" удалось задать несколько вопросов министру природных ресурсов Амурской области Дмитрию Лужнову.
– Дмитрий Валерьевич, Зейский район – вотчина золотодобывающих предприятий, работающих на россыпях. С одной стороны – это рабочие места для жителей, поступления в бюджет. С другой – частые нарушения природоохранного законодательства. И они, к сожалению, в последние годы такие, что скоро мы на своей территории просто не увидим чистых рек, в которых когда-то водилась рыба.
– На этот год у нас запланировано много рейдовых мероприятий. Если быть точнее – мы будем присутствовать на территории Зейского района два раза в месяц. Наши инспекторы намерены работать минимум по пять дней. Это плановые мероприятия. У специалистов имеется при себе прибор, который позволяет на месте отбирать и анализировать пробы воды. Соответственно, мы сразу определяем количество взвешенных веществ, находим источник загрязнения, предъявляем к предприятиям-нарушителям штрафные санкции в рамках своих полномочий – это загрязнение водных объектов. Также рассчитываем ущерб, нанесенный водным объектам в части загрязнения. Материалы передаём в Росприроднадзор для того, чтобы там принимали решение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
– Такая проблема существует по всей Амурской области, хватит ли у вас человеческого ресурса, чтобы осуществлять столь масштабные проверки?
– У нас пять золотодобывающих районов, где наиболее интенсивно ведется добыча россыпного золота. Больше всего поступает жалоб из Селемджинского и Зейского районов. Поэтому в этом году особое внимание будет уделено этим двум территориям. В другие районы тоже будем выезжать по жалобам, проводить мероприятия по контролю за экологией. К тому же министерство природных ресурсов – не единственная контрольная служба, есть еще Росприроднадзор, который также стоит на страже природоохранного законодательства, проводит проверки, выявляет нарушителей, наказывает, пресекает нарушения.
– У нас, как у средства массовой информации, часто спрашивают: куда следует обращаться жителям, если они видят, что, к примеру, вода в реке стала мутной?
– К нам, в министерство природных ресурсов. Плюс я могу сказать, что ваши жители могут стать общественными инспекторами. На территории вашего района уже есть один инспектор. В мае мы ему выдали удостоверение. Полномочия инспекторов – фиксировать нарушения и передавать нам. Для этого заполняется акт по установленной форме, а также прикладываются фото- и видеоматериалы, чтобы мы могли привлечь нарушителей к ответственности. Это то, что касается нарушений. А так у общественных инспекторов есть и другие полномочия.
– Почему золотодобытчики себя чувствуют довольно вольготно и забывают о нормах, которые должны соблюдаться при производстве работ?
– Ситуация складывается следующим образом: загрязнение мы в основном видим от мелких золотодобытчиков, которые из-за ослабления контроля в свое время, хорошей цены на золото стали нарушать все мыслимые и не мыслимые требования. Отсюда – грязные реки на протяжении последних трех лет и непрекращающийся шквал жалоб. Но мы работаем, знаем проблему, у нас есть поручения губернатора, президента. И уже имеются результаты, но, к сожалению, не такие, какие нам бы хотелось. За один год мы эту проблему не решим. Приступили к её решению в 2019 году, 2020 год нас чуть-чуть притормозил из-за ковида. Но в этом году работаем активно. В Зейском районе были мероприятия, уже есть результаты. Но, повторяю, субъекты золотодобычи мы не уполномочены проверять, это федеральные полномочия Росприроднадзора. Мы контролируем водные объекты без взаимодействия с золотодобытчиками. То есть выявляем нарушение – превышение взвешенных веществ, устанавливаем, кто это сделал, принимаем со своей стороны меры, наши полномочия – предъявить ущерб за загрязнение воды. Затем материалы передаем в Росприроднадзор. Там проверяют соблюдение условий лицензии и всю остальную технологию производства.
Мы будем добиваться отзыва лицензий у тех предприятий, где выявили нарушения и которые не приняли мер по их устранению. Как пример – компания "Россзолото", которой в 2019 году был предъявлен иск на 19,5 миллиона рублей. В этом году они уже заплатили ущерб, деньги поступили в бюджет района.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...