Поменялся пляж и обычаи отдыхающих

Одна из ежегодных летних тем – экологическая проблема снежногорских золотых песков. В июле на этом пляже, популярном для туристов из разных регионов, местные жители насчитывали до 100 машин.
Для вас момент, а для нас – жизнь
"Купальный сезон обычно начинается 7 июля, а заканчивается примерно 15 сентября, – говорит глава Снежногорского сельсовета Наталья Седых, – а в этом году 2 июня уже было установлено 25 таборов. Вода еще была холодная, но люди загорали, рыбачили".
Кстати, по наблюдениям Натальи Александровны, за долгие годы освоения туристами песков здесь многое поменялось как в облике самого пляжа, так и в обычаях отдыхающих.
Она показывает вдаль: рельеф поверхности в этом году – ступенчатый. Начиная от воды, песок прибойной волной разбило на широкие ступени. А еще на отвесной глинистой стене каждый год появлялись надписи: "Привет из Уруши", "Мы – из Хабаровска" и другие приветствия, но в этом году экстремалов нет – стенка чистая. Нет и былых украшений – пальм, сооруженных из веток деревьев, флажков. Туристы стали более аскетичны. И полюбили(!) комфорт.
"Приезжают с домами, – смеется Наталья Седых, – показывая на одну из стоянок, – это же надо было привезти сюда диван, стол, кресло. А на стихийной свалке, при въезде на пляж, что остается после туристов, даже холодильник в этом году лежит. Из города везут свой город".

А главная проблема этого года – пожары, которые, скорее всего, произошли по вине туристов. 25 июля из заливов Борговичи и Гаражного, где в уединении отдыхали, предположительно, рыбаки, потянулся дым. Через некоторое время это уже было бушующее пламя, которое стало распространяться в сторону поселка. Сколько трудов и сил было потрачено на то, чтобы не подпустить огонь к населенному пункту, знает только сама Наталья Седых. Небольшого роста, хрупкая с виду, она оказалась в этой ситуации сильнее некоторых мужчин. Сама не помнит, как по мари, проваливаясь по колено в моховой подушке, преодолела расстояние в несколько километров, прибежав на золотодобывающий участок, чтобы попросить помощи.


"Очень благодарна руководителям участков ООО "Россзолото" Николаю Панкову и АО ЗДП "Коболдо" Владимиру Назарову за то, что они выделили тяжелую технику, с помощью которой сделали минполосы. Очень помогли в этой ситуации Игорь Борисов, который был ранее руководителем Снежногорского лесхоза и понимал, как действовать в этой ситуации, наша добровольная пожарная дружина. Мы смогли продержаться до приезда спасателей. До нас 105 километров, они преодолели его за 2 часа 15 минут. И я уже больше беспокоюсь не по поводу мусора, который туристы оставляют на пляже, больше думаю о безопасности. Обращаюсь ко всем, кто едет на отдых: давайте помнить о тех, кто здесь живет. Пятиминутная радость – костер, который вы разведете в навальнике, вынесенном на берег, или на кромке леса, рядом с марью, приводит к беде. Мы в состоянии стресса прожили целый месяц, пока не пошли дожди. Те, кто приезжает к нам, наслаждаются моментом, а мы остаемся здесь жить. Подумайте о нас", – напоминает Наталья Седых.
И все-таки возвращается к экологическим проблемам. Вспоминает 2017–2018 годы, называя их чистой жизнью золотых песков. Тогда территорией занялся Зейский лесхоз, организовав небольшой сбор средств с отдыхающих и вывоз мусора. Потом грянула мусорная реформа, ведомство "открестилось" от земель лесфонда, и пляж вновь "одичал". Сейчас, даже чтобы провести акцию по очистке берега, нужно договариваться со "Спецэкомашем" (региональный оператор) о вывозе мусора. А мечта такая у главы поселения есть: в разгар пляжного сезона привлечь не только добровольцев, но и отдыхающих. Возможно, ей это удастся.
Большинство из тех, кто присутствовал на пляже, не против того, чтобы принять участие в субботнике.
Лучше, чем во Владивостоке и Геленджике
Семья Буравкиных в составе пяти человек приехала из Владивостока. Выбор их места отдыха вызвал недоумение – уехали от своего моря в далекий северный поселок?
"Ну да, такая у нас прихоть, – смеется мама Ирина. – Ездили на Байкал, осталось немного времени, нашли в Интернете интересное место, о котором очень много хороших отзывов, вот и завернули сюда. Планировали переночевать и уехать, но понравилось, решили остаться еще на один день".
Они показывают, что готовят на мангале, мусор в пакетах. Говорят, что заберут с собой. А дым от пожаров, который стоял в тот день в воздухе, приняли за туман.
Жителей Тынды на пляже можно встретить каждое лето.
"Мы первый раз здесь, – говорит Вера Лужникова, приехавшая с мужем и тремя сыновьями из столицы БАМа, – в полном восторге. Купаемся целый день. Если бы еще благоустроили территорию, возвели домики, организовали ларьки с едой, мороженым, вообще было бы здорово".
Игорь и Татьяна Боровые – из Невера. Ехали более пяти часов, преодолев 400 км, чтобы добраться до Снежногорского.
"Мы здесь второй раз, – говорит Игорь, – очень нравится. Постараемся еще приехать. Люди вроде научились после себя чистоту оставлять. Мы заселились в уже готовый балаган. Будем уезжать, тоже наведем порядок, чтобы и другим было комфортно".

Жители Алдана Инна и Алексей Печерица с дочками Яной и Маргаритой уже третий раз на снежногорских песках.
"У нас в Якутии такой роскоши нет, – говорит Инна, – дети в восторге. Теплая вода. Любим в палатках пожить. Всего тысяча километров – и мы здесь. Живем обычно недельку. А открыл нам это место отец мужа. Он был здесь в геологической экспедиции и рассказал нам. С тех пор мы – только в Снежногорский. В прошлом году съездили в Геленджик. Ехали восемь суток. Народу – тьма. И мы поняли, что дальневосточные золотые пески – самое для нас комфортное место. Да и дочки сюда рвутся".
Природа сама позаботилась о себе
Ситуацию прокомментировал начальник отдела охраны водных ресурсов Управления эксплуатации Зейского водохранилища Алексей Коробков.
"Уже традиционно, на протяжении многих лет, в период купального сезона наше учреждение проводит плановое обследование прибрежной защитной полосы от залива р. Первые Борговичи до залива р. Гаражного, – говорит он. – Протяжённость данного участка составляет 6,5 км. Мы визуально осматриваем и выявляем загрязнения антропогенного характера, а это – несанкционированные свалки после отдыхающих.
Что мы увидели сегодня. Сразу же на въезде к береговой полосе со стороны поселения Снежногорского наблюдается куча мусора с бытовыми отходами.
После последнего высокого паводка в 2021 году, когда уровень воды в водохранилище достигал высокой отметки, береговая полоса была полностью подтоплена, потому все берега были полностью очищены, – так природа сама позаботилась о себе. В связи с высокой волновой активностью в средней части водохранилища, а это в основном в осенний период, берега Снежногорских песков сильно видоизменились. Если раньше рельеф прибрежной полосы имел более пологую форму, то сейчас мы наблюдаем берег в виде каскада.
В 2022 году после пляжного сезона мест складирования мусора по всей береговой полосе не было выявлено, что, безусловно, радовало.
В этом же году ситуация совершенно иная. Когда мы объезжали береговую полосу, то наблюдали отдельные кучи с бытовыми отходами. На протяжении всего маршрута обследования вдоль лесного массива с интервалом 10–20 м установлены туалеты в виде каркасов, обтянутых тентами.
Да! Замечательно, что перестали их устанавливать рядом с водой, как это было раньше. Но кто должен демонтировать их впоследствии?! Такой же вопрос к таборам, которые оборудуют кто во что горазд. Чаще обтягивают тентами, которые люди после отдыха не забирают с собой, оставляя непонятно для кого.
На сегодняшний день так и не решена ежегодная проблема с вывозом бытового мусора. Свалка уже образована, её необходимо вывозить за пределы водоохранной зоны водохранилища на специальный полигон. Но остаётся главный нерешенный вопрос – кто будет финансировать эти работы?".
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...