А сердце говорило: ищи!

Много лет назад она дала обещание своей матери, что когда-нибудь обязательно отыщет могилу отца, пропавшего без вести в далеком 1943-м, и припадет на колени к земле, политой его кровью. Почти через 40 лет, пройдя круги чиновничьего ада, твердившего «не значится», нашла.
И припала...
Я помню его руки
Историю поисков Марией Ломаевой места гибели и захоронения своего отца, рядового Семена Тетёркина, мы публиковали в июле прошлого года. Семена Тетёркина забрали на фронт в 1942-м, в 43-м пришло известие о том, что рядовой Тетёркин пропал без вести. Мария на всю жизнь сохранила в памяти теплые руки отца, который держал её, четырёхлетнюю, на своих плечах. Эта память и клятва, данная матери, стали для Марии Ломаевой целью многих лет.
Помним, как плакала тогда в кабинете редакции “ЗВ” 79-летняя Мария Семеновна, рассказывая, как позвонила внучка из Омска, как предварила долгожданную весть словами: «Бабушка, ты только, пожалуйста, не упади. Мы нашли деда. Он похоронен в Отрадинском». Она упала. Отказавшая нога до сих пор не восстановилась.
Недавно Мария Ломаева пришла в редакцию во второй раз и с порога выдохнула: «Мы с сыном были на могиле отца. Если бы не съездила сейчас, уже не съездила бы никогда».

Она не плакала, но выла
Отрадинское – крупное село в далекой Орловской области. Именно туда в 43-м ушли эшелоны с солдатами с Дальнего Востока. Там, в окопе, вместе с другими 20 мальчишками из пятой роты от попавшего снаряда был убит её отец. Сейчас их останки перезахоронены в братской могиле.
Глава сельсовета Игорь Глинский встретил Марию с сыном Валерием в Мценске (районном центре), хотя они не предупреждали его о своем приезде.
В тот день в Отрадинском выпал первый снег – мягкий и теплый. У братской могилы Мария Ломаева произнесла единственные слова: «Папа, я тебя нашла». Она не помнит, как упала в этот снег на колени, как стоял, не шелохнувшись в скорбной тишине, собравшийся народ, когда она не плакала, но выла. С тех полей, рассказали местные жители, несколько лет после боев кровь не уходила в землю. Откуда, с какой точки, думала Мария Ломаева, отец видел в последний раз эти бескрайние поля, это небо?
«Сейчас я знаю, что он не брошен, за его могилой ухаживают, его помнят, – плачет пожилая женщина. – Столько было народу! Мама и брат не дожили до такой новости. Когда начинала искать, он говорил: «Мария, брось, не трать здоровье». Но у меня была внутренняя уверенность. Как будто кто-то говорил: ищи, ищи. Приходили письма, ответы, что не найден, я их рвала, бросала... Месяц, полгода не писала, потом опять начинала поиски. Всё думала: человек – он же не соломинка! Не может быть, чтобы не сохранилось о нем ничего!».
В Отрадинском в тот день собрали большой поминальный обед в память о тысячах погибших на полях сражений. Благодаря настойчивости её поисков имя Семена Тетёркина и ещё 53 разысканных в архиве имен высечено на мемориальной плите. На вечную память потомкам.
Алиса Дотова.
Фото из архива Марии Ломаевой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...