Дорогу осилит идущий

Найти хорошую работу с приемлемой заработной платой в Зее сложно, а в Зейском районе еще труднее. Выход в сложившейся ситуации люди нашли в вахтовом методе работы. А некоторые – в бутылке. Но многие забывают о «золотой жиле» – сельском хозяйстве.
Никому ничего не надо?
В редакцию «ЗВ» обратился управляющий крестьянско-фермерским хозяйством «Максимович» Сергей Максимович. Из беседы с ним стало понятно, что фермер знает, как бороться с безработицей и как «поднять» район.
– Чем село Сосновый Бор отличается от других, – недоумевает мужчина. – Больше 20 лет я наблюдал, как растут местные пацаны. Многие пили водку, гуляли, почти ни к чему не стремились. Ближе к 2000 году стали машины и трактора покупать, лес готовить. Тогда и появился дух соперничества: «Сосед купил машину, куплю круче!», «Он купил трактор, я с телегой возьму», «Дом ремонтирует, и я напрягусь». Теперь, например, у Евгения Скачидуба во дворе два или три десятка единиц техники стоит, в том числе экскаваторы и грейдеры. У сосновоборских жителей какой-то особенный позитивный предпринимательский настрой, что ли, в других поселениях ведь очень мало хозяйственников. А почему?
Некоторые говорят, что далеко от города, другие уверяют, что рынок сбыта не найдут. Молодежи не осталось в поселках, численность населения стремительно близится к нулю. Работать не то что негде, но уже почти и некому. Однако есть еще кое-где здоровые «шевеления».
– Я обращался в районную администрацию с этими вопросами, – говорит Сергей Евгеньевич. – Но по-прежнему не ясно: почему в Зейском районе не появляются новые фермеры? Сельское хозяйство приходит в упадок? Парадоксально: в него государство вкладывает деньги, дает гранты на развитие, но люди пользуются этим все меньше и меньше. Даже в Совете народных депутатов грустно качают головой в раздумьях.
По словам главного специалиста отдела экономики и социального развития администрации Зейского района, курирующей направление сельского хозяйства, Марии Марченко, в нашем районе число зарегистрированных КФХ чуть больше 40, а количество реально действующих не достигает и трех десятков.
Почему так происходит? По словам Сергея Евгеньевича, ничего трудного в получении гранта нет. Четыре года назад они с женой получили полтора миллиона рублей на развитие хозяйства, купили трактор, сеялку и другую технику, открыли птицеферму, теперь потихоньку развиваются.
– В тот год в Зейском районе еще семеро из десяти заявленных получили деньги, – подчеркивает фермер. – Трое из них, кстати, из Соснового Бора. А в 2017 с нашей территории, насколько я знаю, всего одна или две заявки было. После девальвации полтора миллиона – не такие уж и большие деньги, сейчас трактор стоит почти миллион. Но это все равно какое-никакое подспорье. Государство дает деньги, пожалуйста, берите, пользуйтесь, развивайте страну. Но нет. Никому ничего не надо.
Процесс не так уж сложен
Как пояснил Сергей Максимович, претендовать на получение безвозмездной полуторамиллионной государственной поддержки может лишь начинающий фермер. К нему непременно предъявят ряд требований, которым он должен соответствовать. К примеру, заявитель обязательно должен быть гражданином Российской Федерации трудоспособного возраста, являться главой КФХ, зарегистрированного менее двух лет назад, и иметь соответствующее образование или опыт работы в сельском хозяйстве не меньше трех лет.
Чтобы получить грант, по словам управляющего хозяйством, глава КФХ должен разработать бизнес-план (который, кстати, могут помочь составить специалисты), список расходов с указанием планируемого для приобретения имущества или услуг (с ценами и источниками финансирования) и, конечно же, собственные средства, но не менее десяти процентов от суммы гранта.
Кроме того, после получения гранта фермер обязан выполнить несколько условий: продолжать деятельность не менее пяти лет, создав за это время три (или больше) рабочих места. А вот израсходовать средства гранта необходимо в течение года и только на цели развития хозяйства.
– Как только срок закончится, следует отправиться в областное министерство сельского хозяйства, – продолжает Сергей Евгеньевич, – чтобы отчитаться по своим показателям. Если утвержденные в бизнес-плане цифры подтверждаются – фермер выпустил заявленный объем продукции, людей трудоустроил и платит им зарплату, то все отлично. Тогда он может либо закрыть свое предприятие, как делают многие «уставшие», либо продолжить работу, как мы с женой. Если условия, прописанные в бизнес-плане, не выполнены, то применяются меры вплоть до возврата денег. Бывает и так: получают грант, покупают технику, потом продают ее и пропивают все деньги. Но в Зее я пока не слышал о таких случаях.
Если подходить к делу с умом
Смысл получения гранта в том, что человек должен достичь определенных показателей, «раскрутить» свое хозяйство. Как утверждает Сергей Максимович, в попытках развить свое хозяйство риска почти нет. Также он считает, что получение гранта и его расходование – это реальный шанс работать и зарабатывать, и утверждает, что на каждый производимый фермером товар можно найти покупателя. С молоком только не всегда угадаешь – возить далеко, и даже постоянные клиенты порой отказываются от поставок. А вот на говядину, свинину и другое свежее мясо спрос есть всегда. С таким хозяйством человек постоянно обеспечен работой. Если подходить к делу с умом, то и прибыль будет приличная.
– Я пытался понять, в чем причина такого «упадничества» в других поселениях, – делится управляющий хозяйством. – Многие говорят, что Сосновый Бор расположен ближе к городу. Допустим. А если брать по количественному отношению? Ту же Овсянку, например. Там ведь у людей даже настроя нет развивать подворье. У меня, мол, есть одна корова и достаточно. На днях мне сказали, что в Чалбачах на всю деревню осталось всего три или четыре коровы. Не знаю, правда или нет, но мне сразу стало грустно. Хочется видеть Зейский район развивающимся, но – дорогу осилит идущий.
Екатерина Зырянова.
Фото Григория ФИЛАТОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...