Замок на «воздушных воротах»

Время от времени читатели «ЗВС» обращаются в редакцию с вопросом о судьбе Зейского аэропорта. Правда, сейчас такие вопросы приходят всё реже, да и звучит в них некая обречённость. В общем-то, это и понятно – на фоне сворачивания многих социальных программ, перспектива возрождения нашего аэропорта кажется всё более иллюзорной.
Напомним, что реконструкция Зейского аэропорта началась в августе 2015 года. Производители работ: Ижевский и Ефремовский филиалы ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России». Стоимость реализации проекта – чуть более двух миллиардов рублей. К ноябрю 2017 года планировалось:
– полностью реконструировать основную взлётно-посадочную полосу (удлинить её, расширить и уложить новое асфальтобетонное покрытие);
– отремонтировать дополнительную ВПП (взлётно-посадочную полосу);
– уложить асфальтобетонное покрытие на рулёжных дорожках и перроне;
– смонтировать дренажную систему на аэродромном поле;
– возвести гараж, склад ГСМ, котельную;
– смонтировать ограждение территории аэродрома и светосигнальное оборудование.
К слову сказать, 29 декабря 2016 года президент Российской Федерации подписывает указ «Об упразднении Федерального агентства специального строительства». Решение принято из-за многочисленных претензий заказчиков «к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине». Функции теперь уже бывшего Спецстроя передаются Министерству обороны.
Но вернёмся к нашему аэропорту. Уже летом 2017 года, когда до сдачи объекта заказчику оставались считанные месяцы, стало очевидно, что в установленные сроки не уложиться. В ту пору корреспондент районной газеты регулярно посещал объект и специалисты объяснили, что основная причина задержки – необходимость замены грунта под ВПП, который не отвечал необходимым кондициям.
Как бы то ни было, но к ноябрю объект сдан не был, а в феврале 2018 года Зейский аэропорт посетил тогдашний губернатор Амурской области Александр Козлов. В процессе встречи с руководителями подрядных организаций выяснилось, что работы выполнены всего на 67 процентов. Отставание объяснялось некачественно выполненным проектом, в результате ПСД (проектно- сметная документация) приходится дорабатывать в ходе выполнения работ.
На импровизированном совещании, которое состоялось в диспетчерской аэропорта (благо, полётов практически не было, как нет их и сейчас), подрядчики заверили, что к июлю основная ВПП будет заасфальтирована. Там же губернатор поручил Минтрансу области подготовить документы для предъявления претензий проектировщикам и возмещения убытков областному бюджету.



Прошло лето, и 3 сентября того же года, незадолго до выборов, в Зею прибыл будущий губернатор Амурской области Василий Орлов. На этот раз летучее совещание состоялось на так и не вступившей в строй взлётно-посадочной полосе аэродрома. В ходе обсуждения сложившейся ситуации прозвучало, что средства строители получили в полном объёме, а сверх того, им переведён аванс в размере 290 миллионов рублей, который «отработан не был».
Министр транспорта и строительства Приамурья сообщил, что «от диалога подрядчик уклоняется». По поручению Василия Орлова материалы направлены в Генеральную прокуратуру. В ноябре того же года на объекте побывали представители Генпрокуратуры, которые, кстати сказать, тогда же проводили проверку о злоупотреблениях на строительстве космодрома Восточного.
Несмотря на то, что полёты воздушных судов возможны только при функционировании всего аэродромного комплекса, Росавиация рассмотрела возможность эксплуатации запасной полосы после её реконструкции.
Но, очевидно, что дело не только в возможности принимать воздушные суда на запасную полосу. Беда не в том, что некуда сесть, а в том, что некому садиться. В авиапарке Приамурья почти не осталось АН-2. Сейчас, перед началом пожароопасного периода, на Зейский и Магдагачинский районы для авиапатрулирования выделен только один «кукурузник», а базироваться он, скорее всего, будет не в Зее, а в Магдагачах. Выводы делайте сами.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...