Кочевников-оленеводов становится все меньше

Национальный парк Токинско-Становой в 2019 году стал первым национальным парком в Амурской области. При его создании были определены несколько направлений работы: сохранение биоразнообразия в условиях интенсивного освоения человеком прилегающих территорий; поддержание природных комплексов, в том числе зоны питания истоков Зеи, являющихся водосбором Зейского водохранилища; расширение площади особо охраняемой природной территории, развитие экологического туризма.
Удивительный народ
Наряду со всеми научными и практическими задачами, в коллективе Зейского заповедника, под охрану которого отдали новый национальный парк, считали важным поддержание традиционного образа жизни эвенков – сохранение и возрождение кочевой культуры эвенкийских родовых общин этого удивительного народа. Традиционным оленеводством в этих местах в то время занимались две родовые общины – «Юктэ» под руководством Галины Колесовой и «Тайга», которой руководит Юрий Абоимов.
«Национальный парк создавался не на пустом месте, – вспоминает директор Федерального учреждения Сергей Игнатенко, – в 2009 году была первая экспедиция, в которой приняли участие охотовед Зейского района Виктор Манкевич, заместитель директора заповедника по научной работе Сергей Подольский. Сопровождал нас каюр Юрий Абоимов. Тогда был создан областной заказник. И в том же году мы запустили работу по созданию национального парка, который получил этот статус только через десять лет. Режим заказника тоже допускал коренным малочисленным народам Севера и выпас оленей, и охоту на этой территории – все эти особенности сохранились и в режиме национального парка».
По словам Сергея Юрьевича, когда проектировался Токинско-Становой национальный парк, в Приморском крае уже работал нацпарк Бикин на территории исконного проживания коренных народов – удэгейцев. Зейские специалисты, разрабатывая устав, позаимствовали у соседей строчку о сохранении культуры коренных народов. К сожалению, позже эту задачу на государственном уровне убрали.
Однако руководство Зейского заповедника и национального парка сумело создать в учреждении отдел сохранения историко-культурных объектов и наследия коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Эвенки могут работать в национальном парке наблюдателями, каюрами, которые сопровождают экспедиции. Олени служат в качестве основного транспортного средства, когда ученые ведут наблюдения в отдаленных и труднодоступных местностях, куда не добраться даже на транспорте с высокой проходимостью.
Сохранить дух свободы
«К сожалению, сегодня культура традиционного горно-таежного оленеводства угасает, – сетует Сергей Игнатенко. – Ушла культура жить в тайге семьей. Утрачиваются навыки работы с вьючными и ездовыми оленями. Это происходит потому, что условия работы не привлекают молодежь. В тайге оленеводам приходится жить так же, как их прадедам, – в палатках и чумах с железными печами. А вкусившие все блага цивилизации молодые люди не хотят от них отказываться и уезжать на долгие месяцы в тайгу».
Не все оленеводы согласны работать в штате национального парка.
Однако ничего не мешает им проживать, кочевать на территории парка, режим допускает это за исключением только так называемого «заповедного ядра», где запрещена любая хозяйственная деятельность. Юрий Абоимов, который в качестве проводника и каюра помогал сотрудникам в рекогносцировочных маршрутах, чуть позже по своим соображениям увел стадо через перевал – в Якутию.
Елена Колесова со своей командой из родовой общины «Юктэ» осталась на территории национального парка. Эту группу оленеводов руководство учреждения всеми силами старается удержать в местах традиционного оленеводства жителей Бомнака. Они ведут фенологические наблюдения, следят за температурой, влажностью, работают инспекторами, каюрами. К сожалению, заядлых таежников-оленеводов в зейской тайге сегодня едва ли наберется 15 человек. Сложностей у оленеводов хватает, например, в этом году значительная часть молодняка была уничтожена расплодившимися хищниками.
Нужно отдать должное Елене Колесовой в стремлении сохранить культуру оленеводства у молодого поколения, она ежегодно привозит на летний сезон пять-шесть подростков, которые также имеют возможность поработать со стадом, получить навыки кочевой жизни. И ребята даже подумывают о том, чтобы в будущем свою жизнь связать с оленеводством, есть мальчишки, которые планируют выучиться на охотоведов. Следует отметить, что на стойбища тоже приходит цивилизация. В лагере национального парка установлены спутниковые тарелки, чтобы была связь, солнечные батареи. В прошлом году приобретен и заброшен квадроцикл с высокой проходимостью. На нем доставляются снаряжение, продукты.
«Нам важно, чтобы у эвенков сохранился навык работы с оленями, как элемент культуры коренных малочисленных народов Севера, чтобы у них были обученные вьючные и ездовые олени, которых становится все меньше. И мы будем это поддерживать. Лишь бы было желание у самих эвенков», – говорит Сергей Игнатенко.
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...